Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Мнемотехника - инновационная технология в образовании

Дата публикации: 2023-02-26 23:56:15
Статью разместил(а):
Мордвинова Снежана Николаевна

Мнемотехника - инновационная технология в образовании

Автор: Мордвинова Снежана Николаевна

МБОУ «Азевская ООШ Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как развивать орфографическую зоркость, читательскую и математическую компетентность учащихся начальных классов с помощью приемов мнемотехники.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, начальные классы, словарная работа, графические ассоциации, звуковые ассоциации, приемы запоминания, мнемотехника, мнемотаблица.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Вы все, наверное, видели передачу «Удивительные люди», где люди демонстрируют уникальные способности своей памяти, действительно диву даешься, как это вообще возможно. Оказывается, они пользуются одним из приемов запоминания.       

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся несколько мнемонических приемов, которые облегчили запоминание правильного написания слов из словаря.

Приведу примеры работы над конкретными словами.

При работе со словом “девочка” вывешиваю рисунок и спрашиваю, какой возглас восхищения издаем мы, когда видим опрятную и хорошо выглядящую девочку? “О!” Мы говорим: “О! Девочка!” Таким образом, акцентирую внимание на букве гласного, находящегося в слабой позиции.

“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите  в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

“Деревня” В деревне все дома, сараи, постройки, заборы сделаны из дЕрева. В слове “деревня” в слабой позиции пишут букву гласного “е”.

“Крестьянин” Человека, который работает на земле, называют крестьянином. Он должен быть крЕпким. Буква “е” из слова “крепкий” перепрыгнула в слово “крестьянин”.

Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой ё. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.

Правило тоже можно нарисовать. Например, правило "Частица НЕ с глаголами пишется раздельно" изобразить в виде футболиста - глагола, отбивающего мяч - частицу НЕ.

Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Такой прием называется графические ассоциации. Например, в слове "погода" вместо буквы "о" можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые "о" в словах "морковь", "огурец", "ворона", "молоко". Нарисуем ворону с сережками в виде двух "о" или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

Можно использовать звуковые ассоциации.

- Дед в деревне.

- Машина у Маши.

- Дети дежурные.

- Пенал моют пеной.

- Павел в пальто.

- Собака Соня.

- Лопата сломана.

(Созвучие под ударением)

Как правильно? Чулков или чулок? Носков или носок? Но если вы запомните: чем длиннее, тем короче. То всегда будете правильно говорить: чулок, носков.

А вот еще. Как произнести правильно: яблок или яблоков? Используется прием рифма или стихосложение.

Дома нет теперь сапог,

Яблок, валенок, чулок,

Вафель, блюдец, макарон,

Их забрал, наверно, он!

Или

Шорох, крыжовник, шов, капюшон -

Слова нарушают привычный закон,

Под ударением вместо Ё

Стоит в исключениях буква О.

Очень хорошо воспринимаются детьми мнемотаблицы, мнемоквадраты

Суть мнемотаблиц (пиктограммы) заключается в следующем: на каждое слово или предложение, главу придумывается картинка (изображение). Т.о.весь текст зарисовывается схематично. Можно рисовать в строчку, либо таблицей, например 3 на 3. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. С помощью схематических графических изображений можно запоминать различные виды информации: стихи, правила, тексты, сказки. Такую работу можно проводить на уроках литературного чтения при пересказе текстов. Ребенок учится во-первых делить текст на части, во-вторых выделять главное, в-третьих развивается связная речь, а так же развитие моторики.

Не делайте ставку на механическую память и на многократное повторение. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Когда мы выбираем учебники, мы всегда стараемся выбрать хорошо иллюстрированные книги. Иллюстрации позволяют лучше понять учебный материал. Многие фундаментальные принципы мнемотехники зафиксированы в языке в виде пословиц и поговорок: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.  

И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант. Мишка Вышел За Малиной — Юра Смог Удрать Низиной. Начальная буква каждого слова — это начальная буква соответствующей планеты. Запомнив этот стишок, вы сможете в любое время воспроизвести все планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца. Можно использовать также астрономическую считалочку. На Луне жил звездочёт. Он планетам вёл учёт: Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - УРАН, Восемь - Нептун, Девять - дальше всех Плутон, Кто не видит - выйди вон!

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие связной устной речи.

Ни у всех людей приемы мнемоники работают одинаково. Каждый ребенок и взрослый уникален. Одному, кажется, что какой-то прием прямо необходим, другому тот же прием видится как бесполезное занятие.

Поэтому, предлагая ребенку, нужно отобрать определенный прием для конкретного запоминания. Какой он должен быть?

Выбранный прием проверяйте на следующие принципы:

- он должен привлекать внимание ребенка,

- содержать простую ассоциацию,

- эту ассоциацию легко вспомнить,

- привлекает к себе внимание,

- повторение.

Вывод: применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют "думать при запоминании", "осмыслить запоминаемый материал".

  

. . . . .