Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Инновационные технологии в воспитательной работе учителя начальных классов

Дата публикации: 2019-12-07 11:44:47
Статью разместил(а):
Дориновская Марина Викторовна

Инновационные технологии в воспитательной работе учителя начальных классов

Автор: Дориновская Марина Викторовна

МАОУ «СОШ № 7», г. Курган, Россия.

 

Аннотация: В статье описываются технологии, направленные на эффективную и плодотворную воспитательную работу учителя начальных классов.

Ключевые слова: классный руководитель, технологии, воспитательная работа.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи

 

Развитие школы осуществляется посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:

-        создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

-        различные варианты школы полного дня;

-        создание детско-родительских объединений внутри школы (Совет лидеров, Совет старшеклассников);

-        информационно – коммуникативные (работа с сайтом школы, банк идей и т.п.);

-        нестандартные технологии (предметные недели, неделя психологического здоровья, интеллектуальный марафон);

-        социальное проектирование;

-        организационно-деятельностные игры (ОДИ);

-        технология исследовательской деятельности;

-        технология социально-педагогического диагностирования;

-        технология программирования;

-        технология реализации плана;

-        технология разноуровневой дифференциации;

-        модульная педагогическая технология;

-        технология дидактической игры;

-        проблемное обучение;

-        здоровьесберегающая технология;

-        личностно-ориентированная технология;

-        деятельностный подход;

-        технология проектов и т.д.

Во внедрении инновационных методов и технологий учителю начальных классов необходимо руководствоваться  основными заповедями: любить, верить, знать, уважать и стараться понять ребенка. Любовь – основа культуры педагога. Вера – фундамент методов и приемов обучения и воспитания. Без знания ребенка нет обучения, воспитания, нет настоящего учителя. Без уважения и понимания невозможно проникнуть в духовный мир личности.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству. Цель личностно-ориентированного подхода в воспитании детей предусматривает создание условий для формирования личности каждого ученика, выявления и раскрытия его способностей. В центре внимания – ребенок - уникальная целостная личность.

Перед учителем стоит задача выбора заданий, требующих творческой переработки, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать; которые стимулируют проявление самостоятельности детей, их творческих возможностей. Технология ориентирована на личность, т.е. процесс воспитания максимально дифференцирован и индивидуализирован. Учитель должен найти методы и средства, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, взять на вооружение методы психодиагностики, изменить организацию деятельности детей. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творческого роста личности. Процесс воспитания строится на формировании творческой личности, стремящейся к самовоспитанию, самореализации.

Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию современной личности. Она должна быть не только знающей, но мыслящей, инициативной и самостоятельной. Инновационные технологии меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы дети использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

В основе деятельностного подхода лежит личностное включение ребенка в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Этого можно достичь и используя компьютерные технологии. Компьютерные средства обучения называют еще интерактивными, т.к. они обладают способностью вступать в диалог ученика и учителя. Компьютер можно использовать на всех этапах воспитательного процесса, при этом для ребенка он способен быть и другом, и соперником, и игровой средой. Основной целью компьютерных технологий воспитания является подготовка детей к полноценной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Одним из очевидных достоинств занятий с использованием информационно-компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит и в повышении уровня познавательного интереса учащихся.  Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает воспитательный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Так, например, при проведении мероприятий «Ученик года», «Самый интеллектуальный класс» и т.д. можно воспользоваться помощью учеников, которые с удовольствием создадут презентацию на заданную тему, подберут музыкальный ряд, снимут и организуют просмотр видеозарисовок и т.п.

Как же включить учащихся в образовательный процесс? Для начальной школы основной формой деятельности остается игровая. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Чудо в том и состоит, что, являясь развлечением, игра может перерасти в обучение, в творчество. Любая игра требует определенной подготовки, соблюдения правил, подведения итогов. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации.

Развитие гармоничной благополучной личности невозможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья. Так, например, «Разноцветная неделя» - неделя психологического здоровья в школе, раскрашена в яркие цвета радуги воздушными шарами, элементами одежды и эмблемами соответствующих цветов.

Понедельник – день жизни, радости, здоровья, красоты. Его основной цвет - красный. Дети участвуют в акции «Комплимент», отправляют письма и открытки по почте добрых пожеланий, оформляют на дверях кабинетов плакаты «Дерево радости», а в одежде обязательно присутствуют элементы красных оттенков.

Вторник – день солнечной дружбы. Цвет дня – желтый или оранжевый. Ребята приносят шарики этого цвета и дарят их друг другу, фотографируются с друзьями, становятся волонтерами акции «Протяни руку помощи», собирая предметы личной гигиены для передачи в Дом малютки, находящийся в соседнем микрорайоне.

В среду – зеленый день и несколько мероприятий: акция-конкурс по изготовлению кормушек для птиц, акция «Живая планета» (сбор кормов для центра помощи животным), карнавал «В мире животных», фотовыставка «Мой домашний питомец».

Четверг становится днем счастья и мечты. Допускаются элементы одежды синего, голубого и джинсового цветов, на больших переменках для ребят организуются зажигательные танцевальные флешмобы, а старшеклассники готовят и проводят разноцветные уроки изобразительного искусства.

В пятницу дети приходят в одежде своего любимого цвета, участвуют в веселой акции «Волшебное средство», угощая друзей сладостями за выполнение веселых заданий, все вместе подводят итоги разноцветной недели, выделяя звездочек – самых активных участников. Каждый день, таким образом, помогает открыть что-то новое, взглянуть на школьную жизнь другими глазами.

Целью любых здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у школьников необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, умению использовать их в повседневной жизни. 

В воспитательной работе это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе занятий по профилактике употребления психоактивных веществ на классных часах, изучению курса «Полезные привычки». Энергично включаются дети и в участие во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Этому способствует и агитация в средствах массовой информации, и работа учителей физической культуры, и проведение комплекса мероприятий на базе школы (классные часы «Что такое ГТО?», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее» и т.п.).

В соответствии с требованиями ФГОС ОО в современной школе внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формирование способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений.

В ходе решения происходит качественное самоизменение ребёнка или группы детей. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Как показывает практика, наиболее интересными становятся для ребят проекты, связанные с повседневной жизнью (выращивание овощей, комнатных растений), с выбором будущей профессии, с участием в объединениях дополнительного образования («Танцы – прошлое, настоящее, будущее», «Баян – жизнь моя» и т.п.).

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить  образовательный и воспитательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Учитель, формирующий личность, сам должен быть талантлив, многогранен, мобилен. Только тогда новые идеи, принципы и приемы помогут ему создавать новые педагогические технологии, внедрять различные инновации в воспитательный процесс. И только тогда система воспитания и обучения станет эффективной и плодотворной.

 

. . . . .