Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитательный потенциал школьного краеведения

Дата публикации: 2023-04-10 23:00:37
Статью разместил(а):
Белова Татьяна Александровна

Воспитательный потенциал школьного краеведения

Автор: Белова Татьяна Александровна

ГБОУ № 558, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В данной статье автор пишет об использовании воспитательного потенциала краеведения на занятиях по внеурочной деятельности. Данные занятия объединены в один раздел и изучаются в курсе «Я – гражданин России» в 4 классе.

Ключевые слова: краеведение, воспитание, социальная среда, толерантность.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

В чем заключается воспитательный потенциал школьного краеведения? Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих вместе. Краеведение помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Организация краеведческой работы в школе имеет большой воспитательный потенциал, формируя такие качества у ребят как трудолюбие, наблюдательность, такт, умение вести научную дискуссию, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к своим товарищам, обеспечивает занятость ребят в свободное время.

Цель изучения раздела – дать представление учащимся об особенностях разных народов, проживающих на территории нашего края.

Прогнозируемые образовательные результаты:

– осознание учащимися мысли, что люди нашего края – это одна большая многонациональная семья, несмотря на этнические различия;

– формирование ценностного отношения к своему краю и народу, который здесь проживает;

– включения учащихся в процесс познания и преобразования социальной среды для приобретения социального опыта.

Необходимые организационно-педагогические условия – наличие компьютера, проектора, презентация, раздаточный материал: тексты сказок и вопросы для работы по их содержанию, пословицы и поговорки разных народов, план-карта с вопросами для работы с костюмами народов.

Специфика занятий – осуществляется фронтальная, парная и групповая (сменного состава) работа. При изучении некоторых тем проводятся экскурсии и образовательные путешествия.

Я хочу рассказать о тех формах работы, которые помогают использовать воспитательный потенциал краеведения во внеурочной деятельности. Основой для работы по этой проблеме для меня стал курс по внеурочной деятельности “Я – гражданин России!” авторов: В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. Программа данного курса разработана с 1 по 9 класс. В школе № 558 она реализуется с 1 класса. Я хочу остановиться на занятиях в 4 классе, на разделе «Дружба и братство дороже богатства».

Знакомство с данным разделом проводится на нескольких занятиях и начинается с национальных игр.

Дети распределяются на команды, по жребию вытаскивают название народа и готовят с помощью учителя игру и при необходимости реквизит для игры. Народные игры отражают особенности народа, его культуру. Большинство национальных игр носит подвижный характер. Играем в такие игры: русские – это «Горелки», «Филин и пташки», «Закрутиха», карельские: «Сеть и рыбы», «Волк и заяц», ижорская  - «Пастух и козы», белорусская – «Охотник и утки».

В конце данного занятия дети приходят к выводу, что национальные игры сохранились до наших дней со времен глубокой старины, а самое главное, что у разных народов наблюдается большое количество похожих игр.

На следующем занятии происходит знакомство с пословицами и поговорками народов, проживающих на территории нашего края. С этим жанром дети знакомятся в разделе «Устное народное творчество», и неплохо знают русские пословицы и поговорки, входящие в программу по литературному чтению. Детям предлагаются пословицы и поговорки разных народов. Работая с пословицами, дети делают вывод о том, что они похожи между собой по смыслу. Несмотря на то, что складывались они в разное время, в разных географических местах, совершенно разными народами, пословицы схожи содержанием. В них заключено одно и то же значение и вековая мудрость. Они  учат ценить и беречь дружбу, уметь вовремя придти на помощь.

Третье занятие посвящено знакомству со сказками разных народов нашего края. Дети находят в сказках слова - диалектизмы, т.е. слова, употребляемые только в какой-то местности, узнают их лексическое значение.

Рассмотрим несколько примеров диалектизмов: баять — говорить (карелы); колько – сколько (карелы); махотка – крынка, горшок; шаньги–булочки (финны).

Разбираются сказки народов Карелии: «Как тугодумовцы рыбу ловили», «Три брата» и сказки водского народа «Сапожник и король», «Про войну «птиц» и «зверей. В конце занятия дети делают вывод о том, что сказочные сюжеты и мораль карельских и водских сказок похожи на сюжеты и мораль русских сказок. Человеческие добродетели восхваляли везде, а над пороками (лень, скупость, глупость) насмехались разные народы.

Следующее занятие по теме «Народный костюм» начинается с экскурсии в Российский этнографический музей, где дети получают «Карту своего народа», в которой указан зал, где происходит выставка. Они рассматривают костюмы: русские, карелы, водь, ижора, заполняют карту, отвечая на нижеприведенные вопросы.

1. Рассмотри костюм и предположи, в каком климате жили люди.

2. Какие ткани использовались  для костюма женщины, мужчины?

3. Из каких частей состоит костюм женщины?

4. Из чего состоит костюм мужчины?

5. Какие головные уборы использовались, почему?

6. Из чего была изготовлена обувь?

7. О чем говорят украшения в костюме?

8. В чем особенность детского костюма?

9. Предположи, каким ремеслом мог заниматься этот народ? 

Далее каждая команда представляет свой народ. В конце дети делают вывод, что в костюмах есть немало общих деталей: они соответствует той природной зоне, где проживал народ, а также у каждого народа в одежде присутствуют обереги, защищающие от злых духов.

В теме «О расах, языках и религиях» детям предлагается выполнить проект «Праздники и храмы разных народов». Продуктом данного проекта является газета, выполненная в команде. Поскольку Санкт-Петербург является городом многих религиозных конфессий, то детям предлагается рассказать о религиозных сооружениях, которые есть в нашем городе, о праздниках и обычаях, которые пришли к нам из этой религии. Например, Новый год у буддистов, Святки у христиан, Ураза-байрам у мусульман.

Вывод, к которому приходят дети: изучение краеведения способствует более глубокому пониманию традиций разных народов, живущих на одной территории, наглядно показывает, что есть много общего у разных народов.

Рефлексия по разделу «Дружба и братство дороже богатства» проходит в игре «Ассоциации». Дети должны предложить свой ассоциативный ряд к словам: семья, народ, дружба, поддержка и другие.

Как показывает практика, изучение данного раздела всегда вызывает высокий познавательный интерес у учащихся, формирует толерантность, помогает ребенку адаптироваться в меняющейся социальной среде, к неожиданно новым для него условиям жизни.

 

Список литературы:

1. Аксенова Е.Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования //Начальная школа плюс До и После. – 2008 - № 10.

2. Власенко И.Г. Я - гражданин России // «Завуч начальной школы» - 2011 - № 8.

 

. . . . .