Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Партнерство как продуктивный способ организации совместной деятельности родителей и педагога

Дата публикации: 2023-04-12 13:19:36
Статью разместил(а):
Кузнецова Юлия Васильевна

Партнерство как продуктивный способ организации совместной деятельности родителей и педагога

Автор: Кузнецова Юлия Васильевна

ГБОУ «Школа № 2098», г. Москва

 

Аннотация: Статья рассказывает о сотрудничестве учителя и родителей. Это две мощные силы в процессе становления каждого человека. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителя будут объединены.

Ключевые слова: школа, семья, педагог, родители, сотрудничество, развитие ребенка, единомышленники, социализация.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системная.

Построение деловых, продуктивных отношений родителей - особая профессиональная работа педагога. Для его грамотного выполнения педагог должен много знать и уметь: знать психологию детей и родителей, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, методикам проведения психологического рода встреч, мероприятий. Исследователи (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.) говорили, что родителей надо учить, воспитывать своих детей, так как в воспитании детей многое зависит от них. Задача учителя - сделать родителей своими единомышленниками. И тогда результат обучения и воспитания будет на высоком уровне. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями общими усилиями учителя могут дать детям больше человеческого счастья».

Данный материал для педагога начальной школы, для расширения представления о работе с родителями, о достижениях и партнерстве. Результаты моего сотрудничества с родителями должны мотивировать педагога на тесное взаимодействие педагога и семьи, активизировать творческие ресурсы педагогов.

Итак, внедрение в работу с родителями готовых форм, тесное сотрудничество, основанное на доверии, позволили мне повысить активность родителей, помочь мне в организации учебно-воспитательного процесс своих детей. Общение педагога с родителями учеников всегда было и остается актуальным. Основа успеха - «союз трех сердец»: учителя - ученика - родителя.

Путь педагога – как путь паломника, который идет по святым местам, стараясь найти там благодать Божию. Почувствовать в себе ее целительную силу, которая избавит от страхов и сомнений, укрепит силу, волю, дух. Он ищет светоч, за которым душа его будет стремиться в дальние дали, к святыням православной русской земли. Так и дети: идут за светочем следом туда, куда он их направляет. Впитывают озаряющий все вокруг свет, чувствуют в себе силы духовные, чтобы двигаться вперед, чтобы в какой-то момент ребенок вдруг не почувствовал, что стоит на месте. А светоч тот для них - учитель. А значит, учителю стоит начать с себя. Развиваться самому, быть проводником, а не слыть им. Но что же это значит «быть проводником» для педагога? Возможно, ответом на этот вопрос могут стать морфемы слова Учитель.

Сколько составляющих человеческого характера заключается в этом ёмком слове?!

Корень уч - начало всего: успеха, увлечения, честности, умения.

Суффикс -и - искренность, интеллект, индивидуальность.

Суффикс -тель - четыре буквы;

-т - трудолюбие, тактичность

-е - единение

-л - любовь, лояльность.

Мягкий знак говорит о том, что учитель - это человек с добрым, открытым и щедрым сердцем. Вот они основные ценности человеческого бытия - учитель!

Учитель - это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, родителями и учениками. Главная моя задача – воспитать востребованного обществом человека. Но ученика надо не просто научить, а важнее научить учиться. Поэтому цель учителя начального звена школы: создать условия для формирования обще -учебных умений, овладения материалом в соответствии со стандартами образования, развития навыков учебной и самостоятельной работы.

Третий класс, в котором я работаю, являются очередной ступенью в достижении этой цели.

Я не просто учитель. Я - первая учительница, я старший товарищ для своих учеников. Стараюсь создать у детей ситуацию успеха. Ни один ребенок не остается без внимания. Урочные часы и домашние задания носят творческий характер и требуют большого уровня самостоятельности. И это приносит хорошие результаты. А без помощи родителей невозможно это осуществить.

Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.

Партнерство - это что? Это сложный, многообразный и продуктивный способ организации совместной деятельности родителей и педагога, потому что он создает условия для полноценного сотрудничества детей и взрослых в разных формах управленческой и организационной деятельности как в учебной, так и внеурочной сфере. В основе партнерства лежит уважение, сопереживание, искренность, открытость, доверие всем участникам диалога. В нем нет места раздражительности, высокомерию, превосходству, агрессивности, нетерпению к их точке зрения и интересам. Важно помнить, что «живой пример» (В.А. Сухомлинский), может быть красноречивее многих слов.

На протяжении всей моей трудовой деятельности я тесно сотрудничаю с родителями, и здесь самый важный принцип партнерства - все возникающие проблемы решать только совместно. Они мои помощники. Я работаю с родителями под девизом: «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Родители принимают активное участие в формировании классного коллектива, организации и проведении тематических мастерских, экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, походов, и в других делах класса наравне с детьми. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса.

Начиная с 1 класса во всех ребятах видны скрытые или открытые таланты, артистизм. Моя задача их развить и не упустить. Мой класс объединяет единство целей и интересов. Продолжение работы по созданию творческого коллектива, благоприятного микроклимата – многолетний совместный труд. Культурно- воспитательные мероприятия занимают особое место в моей педагогической работе.

Совместно с родителями были проведены:

1. «Посвящение в первоклассники». Данный праздник занимает значимое место в становлении и открытии своих возможностей. Главной целью является показать важность нового статуса ученика, родителей, учителя и ребят.

2. Прощание с Букварем. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте», поддерживать у учащихся интерес к знаниям. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.

- Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению, уважительного отношения к одноклассникам, родителям. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте», поддерживать у учащихся интерес к знаниям.

- Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.

- Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению, уважительного отношения к одноклассникам, родителям.

Овладение собой во время праздника, выразительное и эмоциональное чтение стихотворений, умение держаться на сцене - это подготовительная работа к серьезным конкурсам школьного периода.

3. Экскурсия на природу. Осень. Цель: коллективная прогулка с детьми и родителями. Понаблюдать за изменениями в природе. Воспитывать в детях эстетическое чувство. Сплочение коллектива. Заранее было задание ребятам и родителям: выучить стихи об осени, приготовить загадки, пословицы, поговорки. Сбор красивых осенних листьев.

4. Театрализованные постановки «Новогоднее чудо». Цель: формирование дружного коллектива класса посредством совместной деятельности по подготовке и   проведению новогоднего праздника.

5. Поздравительные открытки. Цель: совместное творчество детей и родителей. Воспитывать чувство гордости от совместного труда взрослых и детей.

Разнообразие конкурсов перечня городских мероприятий системы Департамента Образования и науки г. Москвы дает возможность ребятам участвовать в конкурсах разных направлений.

Сейчас много говорят о том, что современное общество переживает нравственный упадок. Если раньше литературные герои были эталоном, на них равнялись, им старались подражать, то сейчас происходит подмена ценностей, большинство людей не отличают истинное от ложного, не зная, как сделать выбор, идут по жизни вслепую. А ведь когда-то путеводной звездой почти для каждого человека была книга. Правильная книга, прочитанная в нужный момент, была способна полностью изменить жизнь человека, помочь ему найти свою дорогу. Особенно это касается сказок. Сказка, как необходимый интересный элемент жизни ребенка, хороший учитель. Развить умение и способность к сопереживанию, состраданию, совместной радости- главная цель, которую я преследовала в Городском конкурсе «Я открываю книгу» Фестиваля «Московский кораблик мечты 2022-2023». Нами сделана коллективная работа «Путешествие в мир сказок». Наш коллектив занял 3 место.

Поддержку читательских инициатив и расширение направленности читательских интересов обучающихся дает Библиотека Московского дворца пионеров, которая организует ежегодный городской литературный конкурс «Лоцманы книжных морей». В 2022г. команда из 8 человек «Корабль дружбы» набрала достаточное количество очков и вошла в число финалистов.

Ребята с удовольствием принимали участие, творчески самореализовывали и раскрывали творческий потенциал. А включение в атмосферу соревнования, которая стимулировала к самооценке читательских успехов и создавала благоприятные условия для развития способности, учащиеся адекватно оценили свои и чужие достижения.

Охватить все творческие направления ребят возможно, вовлекая их в широкий круг различных конкурсов. Для любителей литературного искусства и позволяющий поделиться своим мастерством, техникой публичного выступления и навыком владения голосом был Фестиваль художественного и научно-технического творчества «Я + мои Друзья».

Индивидуальное выступление ученика «Сказка про доброго джина» Роберта Рождественского и Коллективное выступление по произведениям советских авторов «Пусть доброта всему мерилом будет» 2022г.

Московский детский чемпионат «Мастерята» (KidSkills) - это место, где формируются актуальные для школьников знания, умения и навыки. Участие в номинации «Инженерия космических систем» дали информацию о такой профессии, на котором проверяются и формируются актуальные знания, умения и навыки логического мышления, пространственное воображение, математический счет. Диплом Финалистов.

Городской смотр-конкурс «Огонь-друг, огонь-враг». Это отличная возможность продемонстрировать уникальные способности и высказать через творчество свое отношение к важности проблемы пожарной безопасности. Номинация Декоративно-прикладное творчество с работой «Всегда на страже». 1 место.

Творческая группа детей под моим руководством в процессе дополнительного образования «Очень умелые ручки» городского конкурса «В ожидании чуда» фестиваля «Московский кораблик мечты» 2022-2023 выполнили коллективную работу. Номинация «… Пока часы 12 бьют!» Этим участием я старалась создать условия для самореализации и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала обучающихся в процессе проектной деятельности. Стимулировать познавательную активность, направленную на изучение истории и культуры России, воспитание самостоятельности и ответственности.

Инновационно-образовательный проект «Россия-твоя и моя!» Номинация «Шоу-программа» представили республику ИНГУШЕТИЯ. Проект помог привлечь ребят к изучению, приобщению, творческой интерпретации и транслированию культурных традиционных ценностей народов России. Поддержка интересов и творческой активности коллектива «Эстетика», сохранение, развитие и пропаганда единения разных национальных культур. Формирование российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, гордости за настоящее, прошлое и будущее своей страны всегда стояло в первых рядах.

Участие в Московской метапредме6тной олимпиаде «Не прервется связь поколений» - длинный, трудоемкий процесс. Но приобщение обучающихся к истории страны через истории и судьбы конкретных людей, формирование у обучающихся умений осуществлять самостоятельную поисковую и информационно-познавательную деятельность, тому подтверждение. 2022г. Призер.

Я - учитель! Уроки и экскурсии, конкурсы и соревнования, походы и инсценировки, проекты и просто задушевные беседы – вот кредо моего педагогического труда. Это страницы моей школьной жизни. А героями школьного альбома являются мои любимые ученики и их родители, мои дорогие коллеги и собственная семья, все вместе всегда поддерживающие меня в нелёгкой, но интересной педагогической судьбе.

Главной задачей в своей работе считаю формирование всесторонне развитой личности на основе развития интеллекта, речевой культуры, чувств, приобщения детей к искусству, национальным традициям, истории народа.

Конечной целью воспитательного процесса являются умение применять добытые знания, умение слушать и слышать друг друга при обсуждении каких-либо проблемных ситуаций. Умение учитывать, принимать, уважать чужое мнение, работать в команде. Все впечатления, полученные на уроке и вне его, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека. Моя задача - сделать так, чтобы ученик почувствовал себя важным и нужным, испытал удивительное чувство причастности к процессу обучения, воспитания. А сотрудничество, партнерство- лучшим образом повлияет на отношения между детьми и родителями. В результате такого взаимодействия выигрывают все.

Отработав в школе 17 лет, я свои стремления и задатки воплотила в жизнь. Но, как говорится, нет предела совершенству: познавая мир людских отношений, постоянно открываешь в себе что-то новое. А каждый день, проведённый с ребятами, это открытие, это результат реализации собственных возможностей. Для меня не существует выходных дней, я каждый день с детьми, я чувствую взаимную любовь, она меня греет и вдохновляет на успешность в жизни.

 

Список литературы:

1. Шабанов А.Л. Современные формы работы с родителями. В. Новгород, 2018г.

2. Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. 2010г.

3. Андрианова А.А. Современные формы работы с родителями как факты повышения эффективности взаимодействия семьи и школы. Образовательный портал, 2019.

4. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М. Молодая гвардия, 1988г.

5. Меренков А.В. Родители и педагоги: Растим ребенка вместе. Екатеринбург. Издательство дом учителя. 2005г.

. . . . .