Развитие воспитательного потенциала краеведения у младших школьников на интегрированных уроках
Развитие воспитательного потенциала краеведения у младших школьников на интегрированных уроках окружающего мира и английского языка
Авторы: Андреева Людмила Николаевна,
Григорьева Анна Геннадьевна,
Склярова Валентина Николаевна
ГБОУ "Школа № 558 Выборгского района Санкт Петербурга"
Аннотация: В данной статье авторы пишут о формировании воспитательного потенциала краеведения у младших школьников на уроках окружающего мира и английского языка.
Ключевые слова: краеведение, патриотизм, воспитание.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Краеведение интересно и многогранно, оно открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к своей малой родине, ведь без постижения прошлого и настоящего немыслимо само будущее.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно специально обучать его этому. В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся.
Работа по краеведению способствует:
· воспитанию нравственных качеств: доброты, чуткости, ответственности;
· воспитанию патриотизма;
· воспитанию гражданственности, неравнодушного отношения к проблемам окружающей жизни;
· формированию экологического мышления, доброго чувства ко всему окружающему и живому.
В современных условиях, дающих людям возможность путешествовать, посещать разные регионы страны и мира, общаться, вести разговор на равных, важным становится умение рассказать другому о своем городе и крае, поделиться интересными фактами, рассказать о достопримечательностях, у человека возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта.
Элементы краеведения помогают ученику осознавать свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовать с ним.
Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Самостоятельное исследование школьниками объектов культурного наследия способно не только расширить знания детей о городе, но и развить личностные образовательные результаты.
Учась, дети познают мир, открывают для себя новые знания и возможности, трудятся, развивают свои умения, приобщаются к культурному наследию человечества.
Для младшего школьного возраста освоение культурного наследия Санкт-Петербурга полезно вводить на интегрированных уроках. Это способствует большей заинтересованности детей к изучению предметов, развивает и воспитывает их. Результатом является познавательное и личностное развитие учащихся.
Знакомить с историей города, его достопримечательностями можно на уроках английского языка и окружающего мира. В начальных классах активно применяются игры и игровые ситуации, которые помогают развивать навыки общения. В младших классах упражнения в виде игр – наиболее эффективная форма использования краеведческих материалов на уроках.
На уроках мы используем разные технологии обучения, позволяющие сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой.
Начиная со 2 класса, учащиеся ведут словарик «Юный Петербуржец», в который записывают новую лексику краеведческого характера.
На уроках школьники выполняют задания разного уровня сложности:
1. Соедини слова с картинками.
2. Вставь пропущенные буквы в слова: R_ssia, N_va, Saint_P_ter_burg.
3. Дополни предложения:
- My country is…
- My family lives in…
- The flag is...
4. Ответь на вопросы:
- Where are you from?
- Is your country large?
- Where do you live?
- Where is your town?
5.Составь предложения:
- is, Russia, Moscow, the capital, of
- Russia, villages, has got, towns, many, rivers
- Saint-Petersburg, city, historic, is, interesting, and
- The main, Palace square, is, square
6. Творческие работы, проекты.
Подобные интегрированные занятия и уроки способствуют формированию у учащихся интереса к изучению английского языка и истории родного города, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.
Список литературы:
1. Дрюков Ю.Н., Буркова Т.В. Гимн Великому Городу: учеб. пособие. – М.: Образование –Культура,2004. – 187с.
2. Нестеров В.В. Знаешь ли ты свой город?: учеб.пособие. – М.:Норинт,1997. – 173с.
3.Шейко Н.Г., Иванова О.А., Смирнова Ю.А. Урок истории и культуры Санкт-Петербурга: методический конструктор. Учебно методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации. - СПб.: АППО, 2014.-47 с.
4. Яковлева Н.А., Наш город Санкт-Петербург: учеб.пособие – М.: Специальная Литература,1999. – 175с.