Обучение младших школьников умению пользоваться фразеологизмами в речи
Обучение младших школьников умению пользоваться фразеологизмами в речи
Автор: Овчинникова Людмила Викторовна
ГБОУ «Школа № 1532», г. Москва
Аннотация: Статья направлена на развитие и обогащение речи через игровые приёмы и формы обучения. Понимание родного языка и преодоление трудностей при чтении классической и современной литературы для развития умений пользоваться фразеологизмами в речи.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Уже с конца 18 века афоризмы, пословицы и поговорки объяснялись в толковых словарях. М.В. Ломоносов в словарь русского литературного языка поместил «фразесы» - обороты, выражения. Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову.
Фразеологизмы выражают мудрые изречения людей, делают речь яркой и образной, краткой. Это частица жизни наших предков, часть нашей истории. Поэтому одним из главных направлений работы учителя остаётся обогащение словаря и повышение культуры речи учеников. Фразеологизм или фразеология – лексически неотделимая словарная единица, раздел языкознания.
«Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной …». П. Вяземский.
Фразеологизм в художественной литературе позволяет индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным, эмоциональным.
Основные признаки фразеологизма:
1. Лексическая целостность.
2. Устойчивость состава.
3. Возможность воспроизведения.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик: любознательность, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать своё мнение.
Изучение данной темы предусматривает:
1) изучение значения фразеологизмов и их использование в речи;
2) организация работы со словарём фразеологизмов;
3) развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения.
У учащихся должны быть сформированы умения выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, научиться различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. По ФГОС начального общего образования, работа с фразеологизмами проводится на уроках русского языка, литературного чтения и на внеурочной деятельности.
Форма проведения уроков: конференции, мастер-классы, игра по станциям, лото.
Рекомендуемый возраст: 6-10 лет.
Цель: расширить и углубить знания о фразеологизмах и их употреблении в речи.
Оборудование: плакаты-картинки, файлы с картинками для рефлексии, атрибуты (конфеты «Коровка», муляжи продуктов, рукавицы с нашитыми на них игрушками – ежами, зонтик, картинка – солнце, решето – сито, колпаки на голову, ведро, веник, совок). Карточки со стихами – идиомами:
«Ждать у моря погоды»;
«Выносить сор из избы»;
«Носить воду решетом»;
«Держать в ежовых рукавицах»;
«Считать ворон»;
«Как корова языком слизала».
Замысел и содержание.
Первый приём – это дидактическая игра «Фразеологическое лото». Для детей в период обучения грамоте и дошкольников. Вариант игры в лото - без чтения (по картинкам). Для школьников 2-4 классов игра представляет собой классическое лото.
Второй приём – это групповая творческая игра, основанная на весёлых стихах Андрея Усачёва. Озорные стихи А.А. Усачёва помогут детям лучше понять крылатые слова и научат использовать их в речи. На каждое стихотворение организуется фразеологический пункт с наглядными ростовыми плакатами и атрибутами.
Алгоритм игры:
1) С учениками ( группой детей) учитель проводит жеребьёвку. Ребята по очереди вытягивают жетоны и рассаживаются по трём командам, выбирают капитана команды.
2) Капитаны команд приглашаются к учителю и вытягивают карточку, которая перевёрнута текстом вниз со стихотворением – идиомой. Капитан в своей команде назначает чтеца. Участники команд знакомятся с текстом.
3) Ребята каждой команды подходят к фразеологическому пункту (он обозначен плакатом – указателем). Выбирают атрибуты и плакат – картинку для своего фразеологизма.
4) Распределяют роли в команде, репетируют пантомиму с атрибутами и по очереди показывают пантомимы. Командам надо отгадать и произнести крылатое выражение. Если затрудняются участники команд с ответом, то команда, которая выступает, демонстрирует плакат к своему изречению. После того, как другие команды произносят фразеологизм, ребята выразительно читают стихотворение – идиому и объясняют значение фразеологизма, которое дано в описании.
Рефлексия. Выбрать картинку. На ней изображён воробей:
картинка – голова воробья склонена вниз (фразеологизм не отгадан);
картинка - воробей смотрит прямо (требовалась помощь);
картинка - воробей смотрит вверх с открытым клювом с нотами ( все этапы игры пройдены успешно).
Отгадать крылатое выражение: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Прикрепить картинку на плакат, на котором изображена зелёная трава, дерево, дом, небо, солнце.
Итог. Учитель озвучивает результаты игры, команды награждаются грамотами и эмблемами.
Список литературы:
1. Усачёв А.А. Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов. – М.:Издательство "Лабиринт", 2022.
3. Круковер В.И. Словарь младшего школьника: Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь / В.И. Круковер, В.И. Супрун, Т.Г. Никитина. – М.: Издательство " Стрекоза", 2012.