Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация экскурсий с младшими школьниками

Дата публикации: 2023-05-02 18:32:11
Статью разместил(а):
Орлова Гаянэ Рубеновна

Организация экскурсий с младшими школьниками

Автор: Орлова Гаянэ Рубеновна

ГБОУ "Школа № 93", Санкт-Петербург

  

В новых ФГОС образования особое внимание уделяется общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсионная деятельность. В прошлые годы школьные экскурсии, к сожалению, не проводились, из-за ковидных ограничений. Сейчас же эта форма активно включается в учебный процесс и становится важной. 

Экскурсия, проводимая вне школы, дополняет и углубляет программный материал, расширяет кругозор учащихся, формирует их мировоззрение, нравственную и этическую культуру, развивает наблюдательность и умение слушать, влияет на формирование взглядов, привычек, помогает выбрать линию поведения. 

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, что очень важно. Он позволяет выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом экскурсовода. 

Экскурсии должны быть интересными, следовательно, к ним нужно готовиться не только классным руководителям, но и самим ребятам. Для того чтобы ребятам было интересно принимать участие в мероприятиях подобного рода, необходимо придерживаться следующих требований: 

· Учащихся всегда нужно готовить к экскурсии. 

· Экскурсии должны учитывать интересы учащихся, их вкусы. 

· Обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 

· Экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся. 

· Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно учитываться при организации последующих экскурсий.   

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. 

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны, где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес или парк, а также обзорные автобусные экскурсии по городу Санкт-Петербургу, по историческим местам и т.д. 

Тематические экскурсии посвящены какой-то одной теме (“Реки и каналы Санкт-Петербурга”, “В гости к “Ленфильму”, музейные выставки, поездки в планетарий и т.д.). 

По организации познавательной деятельности экскурсии бывают иллюстративные и исследовательские. 

По учебной цели - вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы). 

По тематике все экскурсии можно разделить на группы: 

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы; 

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы; 

- экологические экскурсии; 

- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства. 

Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьёзной предварительной подготовки руководителя и учащихся. 

Проведение экскурсий в начальной школе имеет несколько значений. 

Образовательное значение: 

- углубление и расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы; 

- формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде; 

- проверка теоретических знаний на практике; 

- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы. 

 Развивающее значение: 

- развитие наблюдательности, внимания, сообразительности; 

- развитие умения сравнивать и анализировать; 

- развитие интереса к изучению природы. 

Воспитательное значение: 

- эстетическое воспитание; 

- воспитание патриотизма, любви и бережного отношения к природе, к историческим архитектурным памятникам; 

- воспитание культуры поведения в природе и в общественных местах, аккуратности, ответственности. 

Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Кроме того, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий - гербариев, различных коллекций. 

Наконец, экскурсии способствуют сплочению детского коллектива, дают возможность общения с учителем в неформальной обстановке, что тоже очень важно. 

Особенности методики проведения экскурсии.

Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т.д.

При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы. Хорошим итогом любой экскурсии может стать проект.

Хочется подробнее остановиться на некоторых приёмах формирования умения наблюдать.

Программой по окружающему миру предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках в осенний период. Во время экскурсии (в школьном дворе или парке) учащимся предлагается найти и назвать знакомые им деревья и кустарники, рассмотреть форму и цвет листьев этого дерева. Затем вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом, сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях в окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

Хорошим приёмом развития наблюдательности является фиксация наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, фотографии, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры, что заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.
3.Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы так же помогает ученикам быть внимательными к звуковым сигналам. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильного ветра, как падает листок с дерева, как шуршат под ногами опавшие листья, поют птицы и т.п.

Использование на уроках-экскурсиях тематических стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, пословиц и поговорок, выученных или прочитанных накануне экскурсии, делает её более насыщенной и интересной. Когда ребёнок читает стихотворение в непривычной для него обстановке, а не в классе, когда дети могут хором повторить выученное ими стихотворение, они получают заряд положительных эмоций и новые приятные ощущения от экскурсии. Можно провести анализ стихотворения: найти образные слова и сравнения, увидеть описанные явления в живой природе перед собой.

Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. 

Учащиеся начальных классов – это дети-почемучки. Они очень любознательные и пытливые. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений, стать активным соучастником событий. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться педагогам для развития детского мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры младших школьников. 

  

Список литературы:

1. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2000, № 6. 

2. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 1998, № 6. 

 

. . . . .