Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа по профориентации в начальной школе (из опыта работы)

Дата публикации: 2023-05-07 19:55:04
Статью разместил(а):
Миничкина Евгения Анатольевна

Работа по профориентации в начальной школе

(из опыта работы)

Авторы: Миничкина Евгения Анатольевна

МКОУ "Анненковская СШ", Майнский район, Ульяновская область

и Исаева Наталья Александровна

МОУ "Игнатовская СОШ", Майнский район, Ульяновская область

 

Аннотация: В настоящее время экономические условия требуют от каждого человека определенных экономических знаний, без которых сегодня не прожить никому. Поэтому начиная с младшего школьного возраста необходимо развивать у детей финансовую грамотность, помочь детям уже  в начальных классах сформировать знания, умения и навыки  о профессиях  и предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: профориентация, профессиональная сфера, профессиональная ориентация, младшие школьники.

 

В современном мире, перед подрастающим поколением очень  актуально стоит проблема выбора профессии. Еще с младшего школьного возраста ребенка нужно знакомить с максимальным количеством профессий. С профессиями тех людей, чей труд они наблюдают изо дня в день.

Развивая у ребенка интерес и позитивное отношение к профессиям, в программу воспитательной работы я включила раздел  по  профориентационной подготовки младших школьников. Цель занятий по профориентации младших школьников заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования наглядных представлений о существенных сторонах профессии  и на профессиональную ориентацию при  выборе будущей профессии.

Учащиеся первого класса знакомятся с профессиями родителей, узнают о редких специальностях и исчезающих видах деятельности.

Учащиеся  второго  класса узнают о профессиях нашего села и района, осваивают различные умения и навыки трудовой деятельности.

Учащиеся третьего класса продолжают знакомство с профессиями нашего села и района, вырабатывают первые навыки организации своей работы и работы товарищей.

Учащиеся четвертого класса знакомятся с профессиями областного центра, продолжают вырабатывать навыки организации своей работы, углубляют знания о различных профессиях.

Предполагаемый результат моей работы – воспитание в детях  аккуратности, трудолюбия, настойчивости, бережного отношения  к результатам своего и чужого труда; приобретение практических навыков сотрудничества и взаимной ответственности в условиях конкуренции через активное участие в деловых играх и других мероприятиях.   

Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений представителя той или иной профессии.

На занятиях важно создать яркую эмоциональную палитру впечатлений о мире профессий. Чтобы на основе этого материала, ребенок мог анализировать более осмысленно профессиональную сферу  и чувствовать себя более уверенно.

В своей работе, чаще всего, я использую три формы проведения занятий:

- Беседы с приглашенными специалистами и предпринимателями;

- Организация экскурсий на предприятия села  и районного центра;

- Игры, связанные с профессиями.

Организация бесед со специалистами требует предварительной подготовки, чтобы их рассказ и речь была понятна детям. В первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут найти свободное время, прийти и рассказать о своей профессии. Беседы проводятся с представителями предприятий и предпринимателями села и района. Такие встречи расширяют мировоззрение детей.

Организация экскурсий на предприятия села и районного центра.

Экскурсии самое наглядное представление о мире профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессий. Поэтому на экскурсиях, я стараюсь дать возможность детям наблюдать за какой-то профессией. Благодаря таким мероприятиям у детей расширяется кругозор, пополняются знания о новых профессиях и даже  тех, что стали редкостью в наше современное время.

Игры, связанные с профессией.

Одним из ведущих видов деятельности ребенка младшего школьного возраста является игра. Игра это то, к чему ребенок готов всегда. Через игру можно и развивать и обучать, потому этот метод прижился на внеклассных занятиях, классных часах. В игровой форме мы учимся делать выбор и принимать решение.

Уже несколько лет очень увлекательно и интересно дети проводят летнее время в оздоровительном школьном лагере «В стране Поле чудес».

Цель: направление на профессиональную ориентацию при выборе будущей профессии, на создание собственного дела.

Чтобы достичь этой цели и направить детей  на эту деятельность, я решила взять за основу  сюжет сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино». Лагерная смена была построена в форме путешествия в страну «Поле чудес». Вместе с воспитанниками мы создали импровизированное «Поле чудес» с «Чудо-деревом», под которым главный герой зарыл свои денежки (сольдо) и ждет  когда они приумножатся. Это помогло показать детям, как «работают деньги», что нужно знать, чтобы начать свое дело. Разработала  ряд мероприятий по экономической грамотности; деловая игра «Сделай свой бизнес» - знакомство с новыми профессиями на рынке труда;

Тренинг-игра “Калейдоскоп Профессий”.

В доступной для детей форме познакомила их с особенностями создания бизнеса. Дети открывали свои малые частные организации (салон красоты, салон массажа рук и ног, салон изготовления оберегов, салон изготовления цветов).

Познакомила с документацией, которую нужно подготовить для открытия частного бизнеса.

В условиях спроса рынка и жесткой конкуренции дети пытались привлечь клиентов, создавая рекламу. Каждый день на дереве, под которым Буратино зарыл свои деньги, вывешивался «Сольдо» с мудрым высказыванием, подводившим итог дня. Для того чтобы приблизить игру к действительности каждый ребенок получал свою «банковскую карту», на которую зачислялся «сольдо.

Я считаю, что для детей младшего школьного возраста характерны игровые методы и приемы, которые помогают учителю и воспитателю в увлекательной для детей форме, решать образовательные и воспитательные цели и задачи профориентационной работы. Таким образом, дети с младших классов усваивают формулу успешности и стабильности. А трудовая  деятельность  воспринимается ими как основа развития и процветания.

 

. . . . .