Работа по профориентации в начальной школе (из опыта работы)
Работа по профориентации в начальной школе
(из опыта работы)
Авторы: Миничкина Евгения Анатольевна
МКОУ "Анненковская СШ", Майнский район, Ульяновская область
и Исаева Наталья Александровна
МОУ "Игнатовская СОШ", Майнский район, Ульяновская область
Аннотация: В настоящее время экономические условия требуют от каждого человека определенных экономических знаний, без которых сегодня не прожить никому. Поэтому начиная с младшего школьного возраста необходимо развивать у детей финансовую грамотность, помочь детям уже в начальных классах сформировать знания, умения и навыки о профессиях и предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: профориентация, профессиональная сфера, профессиональная ориентация, младшие школьники.
В современном мире, перед подрастающим поколением очень актуально стоит проблема выбора профессии. Еще с младшего школьного возраста ребенка нужно знакомить с максимальным количеством профессий. С профессиями тех людей, чей труд они наблюдают изо дня в день.
Развивая у ребенка интерес и позитивное отношение к профессиям, в программу воспитательной работы я включила раздел по профориентационной подготовки младших школьников. Цель занятий по профориентации младших школьников заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования наглядных представлений о существенных сторонах профессии и на профессиональную ориентацию при выборе будущей профессии.
Учащиеся первого класса знакомятся с профессиями родителей, узнают о редких специальностях и исчезающих видах деятельности.
Учащиеся второго класса узнают о профессиях нашего села и района, осваивают различные умения и навыки трудовой деятельности.
Учащиеся третьего класса продолжают знакомство с профессиями нашего села и района, вырабатывают первые навыки организации своей работы и работы товарищей.
Учащиеся четвертого класса знакомятся с профессиями областного центра, продолжают вырабатывать навыки организации своей работы, углубляют знания о различных профессиях.
Предполагаемый результат моей работы – воспитание в детях аккуратности, трудолюбия, настойчивости, бережного отношения к результатам своего и чужого труда; приобретение практических навыков сотрудничества и взаимной ответственности в условиях конкуренции через активное участие в деловых играх и других мероприятиях.
Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений представителя той или иной профессии.
На занятиях важно создать яркую эмоциональную палитру впечатлений о мире профессий. Чтобы на основе этого материала, ребенок мог анализировать более осмысленно профессиональную сферу и чувствовать себя более уверенно.
В своей работе, чаще всего, я использую три формы проведения занятий:
- Беседы с приглашенными специалистами и предпринимателями;
- Организация экскурсий на предприятия села и районного центра;
- Игры, связанные с профессиями.
Организация бесед со специалистами требует предварительной подготовки, чтобы их рассказ и речь была понятна детям. В первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут найти свободное время, прийти и рассказать о своей профессии. Беседы проводятся с представителями предприятий и предпринимателями села и района. Такие встречи расширяют мировоззрение детей.
Организация экскурсий на предприятия села и районного центра.
Экскурсии самое наглядное представление о мире профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессий. Поэтому на экскурсиях, я стараюсь дать возможность детям наблюдать за какой-то профессией. Благодаря таким мероприятиям у детей расширяется кругозор, пополняются знания о новых профессиях и даже тех, что стали редкостью в наше современное время.
Игры, связанные с профессией.
Одним из ведущих видов деятельности ребенка младшего школьного возраста является игра. Игра это то, к чему ребенок готов всегда. Через игру можно и развивать и обучать, потому этот метод прижился на внеклассных занятиях, классных часах. В игровой форме мы учимся делать выбор и принимать решение.
Уже несколько лет очень увлекательно и интересно дети проводят летнее время в оздоровительном школьном лагере «В стране Поле чудес».
Цель: направление на профессиональную ориентацию при выборе будущей профессии, на создание собственного дела.
Чтобы достичь этой цели и направить детей на эту деятельность, я решила взять за основу сюжет сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино». Лагерная смена была построена в форме путешествия в страну «Поле чудес». Вместе с воспитанниками мы создали импровизированное «Поле чудес» с «Чудо-деревом», под которым главный герой зарыл свои денежки (сольдо) и ждет когда они приумножатся. Это помогло показать детям, как «работают деньги», что нужно знать, чтобы начать свое дело. Разработала ряд мероприятий по экономической грамотности; деловая игра «Сделай свой бизнес» - знакомство с новыми профессиями на рынке труда;
Тренинг-игра “Калейдоскоп Профессий”.
В доступной для детей форме познакомила их с особенностями создания бизнеса. Дети открывали свои малые частные организации (салон красоты, салон массажа рук и ног, салон изготовления оберегов, салон изготовления цветов).
Познакомила с документацией, которую нужно подготовить для открытия частного бизнеса.
В условиях спроса рынка и жесткой конкуренции дети пытались привлечь клиентов, создавая рекламу. Каждый день на дереве, под которым Буратино зарыл свои деньги, вывешивался «Сольдо» с мудрым высказыванием, подводившим итог дня. Для того чтобы приблизить игру к действительности каждый ребенок получал свою «банковскую карту», на которую зачислялся «сольдо.
Я считаю, что для детей младшего школьного возраста характерны игровые методы и приемы, которые помогают учителю и воспитателю в увлекательной для детей форме, решать образовательные и воспитательные цели и задачи профориентационной работы. Таким образом, дети с младших классов усваивают формулу успешности и стабильности. А трудовая деятельность воспринимается ими как основа развития и процветания.