Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Что изменили в обновленном ФГОС начального общего образования

Дата публикации: 2023-05-15 18:24:44
Статью разместил(а):
Федорова Татьяна Александровна

Что изменили в обновленном ФГОС начального общего образования

Автор: Федорова Татьяна Александровна

МБОУ города Тулуна "СОШ № 6"

Двадцать первый век – это время перемен, прогресса не только в области науки, нанотехнoлогий, но и обновлений в образовании. Никогда образование так стремительно не развивалось как в наше время. Это обусловлено рядом многих факторов, процессов. А раз происходят обновления в образовании, значит время не стоит на месте, значит идет развитие во всех областях науки, технологий и жизни в целом.

С 16 июля 2021 гoда вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования, утвержденные приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 взамен действовавших (с изменениями и дополнениями) ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 и ФГОС ООО, утвержденного приказом Минoбрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897.

Новый порядок вступил в силу 1 сентября 2022 года. Он будет действо­вать до начала 2027/28 учебного год. Он допускает сочетание разных форм получения образования — в школе и семейное, которое подразумевает, что ребенок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен, а для старшеклассников — еще и в форме самообразования.

В новой версии ФГОС всё очень подробно представлено. Например, перечислен минимум знаний и умений который должен освоить ученик. Изложено как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства России.

Новые стандарты нацелены на то, чтобы содержание программ было вариативным. Это означает, что школа все больше должна ориентироваться на потребности обучающихся и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Это можно достичь тремя способами:

Первый – в структуре программ начального общего образования школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов, индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Третий – вариативность. Это дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом педагогам нужно учитывать и требования к предметным результатам усвоения программ.

В обновленном ФГОС можно выделить несколько ключевых моментов:

1. Повышение прозрачности системы образования.

2. Ознакомление законных представителей с документацией. Это позволит проследить и понять родителям, чему и как учат в школе их ребенка и включиться в процесс образования.

3. Повышение качества образования за счет единства содержания.

4. Достижение личностных результатов, которые детализированы и конкретизированы в обновленном ФГОС и направлены на реализацию программы воспитания.

5. Определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, это позволяет создать равные возможности для того, чтобы обучающиеся получили качественное образование.

В обновленном ФГОС по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам. Так по каждому модулю ОРКСЭ прописали личностные, метапредметные и предметные результаты.

А что сказано о воспитании?

Необходимо работать над формированием российской гражданской идентичности. Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГО третьего поколения. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей.

Утвердить новые программы надо до того, как школа начнет зачислять учеников в первые и пятые классы. У родителей должна быть возможность ознакомиться с программой на стадии приема (п. 4 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Закона № 273- ФЗ).

Основная образовательная программа начального общего образования состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного. На уровне целевого раздела изменились требования к планируемым результатам воспитания. В ФГОС третьего поколения они даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов выпускников через следующие направления: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое и познавательное.

Рабочие программы входят в содержательный раздел. Рассмотрим его подробнее. Структура рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования электронно-образовательных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности теперь нужно указывать формы проведения занятий: практика, экскурсия, круглый стол, конференция, диспут, олимпиада, соревнования и др.

По новому ФГОС нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. Теперь в программе на уровнях НОО название звучит так: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Основу программы формирования универсальных учебных действий составляют следующие целевые установки: формирование основ гражданской идентичности, психологических условий развития общения, сотрудничества, развитие ценностно-смысловой сферы, умения учиться, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности.

Изменился объем часов аудиторной нагрузки: верхнюю границу уменьшили, а нижнюю наоборот, подняли. Что касается объема часов во внеурочной деятельности, то он снизился.

Новые ФГОС НОО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей. Они представлены в таблице.

Учебный план НОО

 

Предметные области

Учебные предметы (учебные модули)

Русский язык и литературное чтение.

Русский язык.

Литературное чтение.

Родной язык и литературное чтение на родном языке.

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации.

Литературное чтение на родном языке.

Иностранный язык.

Иностранный язык

Математика и информатика.

Математика

Обществознание и естествознание.

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы религиозных культур и светской этики:

учебный модуль «Основы православной культуры»;

учебный модуль «Основы иудейской культуры»;

учебный модуль «Основы буддистской культуры»;

учебный модуль «Основы исламской культуры»;

учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»;

учебный модуль «Основы светской этики»

Искусство.

Изобразительное искусство.

Музыка

Технология.

Технология

Физическая культура.

Физическая культура

В ФГОС третьего поколения начального общего образования обязательное использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. И доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

Для реализации учителями дифференцированного подхода новые стандарты НОО разрешают организовывать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Раньше таких норм ФГОС не устанавливал.

Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. Указания, как часто он должен это делать, теперь нет. Но, в Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию.

 

. . . . .