ФГОС НОО: диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий
ФГОС НОО: диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий
Автор: Ильяшенко Сания Галимуловна
КГБ ПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема составления заданий для диагностики уровня сформированности УУД младших школьников. Данный материал может быть интересен учителям начальных классов и студентам специальности «Преподавание в начальных классах» для самообразования.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники, уровень сформированности.
Согласно ФГОС НОО существуют требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе и формирование у обучающихся всех видов УУД – личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования учебных универсальных действий.
На современном этапе деятельность по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД у младших школьников должна носить системный характер, об этом говорили ученые Н.Б. Истомина, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др. Исследования психологов П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др. позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы.
На наш взгляд только в совокупности формирования и диагностики приводит к более высоким результатам обучения младших школьников. Основная цель педагогической диагностики – это получение объективной информации с целью управления качеством педагогического процесса, а также повышение уровня эффективности образовательной деятельности учителя. Студентам специальности «Преподавание в начальных классах» необходимо формировать умение составлять задания для диагностики УУД, т.к. основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности человека. Необходимо продумать и обозначить показатели сформированности и критерии оценивания.
Приведем пример:
Планируемый результат |
Цель задания |
Формулировка задания |
|||||
ПУУД |
|||||||
Владеть логическим действием: классификация |
Диагностика сформированности умения классифицировать по заданным основаниям, определять правильность проведённой классификации |
Задание № 1. Подчеркни слова с приставкой одной чертой, а слова без приставки - двумя чертами: подруга, посуда, повар, помощь, поход. Задание № 2. Обведи номер верных утверждений. 1. Если в треугольнике две стороны равны, то он равносторонний. 2. В разностороннем треугольнике длины всех сторон разные. 3. Можно определить вид треугольника, зная длину двух его сторон. Задание № 3. Местоимения распределены на группы. Определи основания для классификации.
|
|||||
РУУД |
|||||||
Уметь планировать |
Диагностика сформированности умения планировать умение восстанавливать план умение выбирать план из предложенных |
Задание № 1. Рассмотри равенство. Расставь пункты алгоритма в правильной последовательности. Складываю единицы. Складываю сотни. Ответ пишу под сотнями. Ответ пишу под единицами. Читаю ответ. Складываю тысячи. Ответ пишу под тысячами. Задание № 2. Выбери и обведи верный план для определения вида треугольника по длинам его сторон. План № 1. Измерить длины сторон треугольника. Сравнить длины сторон треугольника. Определить вид треугольника. План № 2. Рассмотреть треугольник Сравнить углы Определить вид треугольника |
|||||
КУУД |
|||||||
Строить речевое высказывание в устной или письменной форме. Использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию. |
Диагностика умения строить речевое высказывание в устной или письменной форме. Диагностика умения использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию. |
Задание № 1. Петя говорит, что равносторонний треугольник не является равнобедренным, а Вася говорит, что равносторонний треугольник является равнобедренным. Кто из ребят прав? Объясни свою точку зрения. Задание № 2. Вася сказал, что для того, чтобы определить вид треугольника по длинам его сторон нужно измерить только две его стороны. Петя сказал, что обязательно нужно измерять все три стороны треугольника. С кем из ребят ты согласен? Почему? Задание № 3. Петя забыл, какие бывают виды треугольников по длинам их сторон. Объясни ему, какие различают треугольники по длинам их сторон и как их различают? Задание № 4. Вася сказал: «Масса моего кролика 28000г». Возможно ли такое? Объясни свой ответ. Ответ: |
Продуманная и системная деятельность по составлению заданий для диагностики сформированности УУД младших школьников, несомненно, будет способствовать оцениванию динамики продвижения каждого обучающегося и эффективности педагогической работы, принятию своевременных решений при наличии проблем.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. 151с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Давыдов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 282с.
3. Мишакина Т.Л., Зубкова Н.М., Формируем универсальные учебные действия на уроках математики.3класс / Т.Л. Мишакина, Н.М. Зубкова. – М.: Ювента, 2014. 48с.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Изд.центр Академия, 2011. 384с.