Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

ФГОС НОО: диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий

Дата публикации: 2023-05-17 08:47:14
Статью разместил(а):
Ильяшенко Сания Галимуловна

ФГОС НОО: диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий

Автор: Ильяшенко Сания Галимуловна

КГБ ПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема составления заданий для диагностики уровня сформированности УУД младших школьников. Данный материал может быть интересен учителям начальных классов и студентам специальности «Преподавание в начальных классах» для самообразования.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники, уровень сформированности.

 

Согласно ФГОС НОО существуют требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе и формирование у обучающихся всех видов УУД – личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования учебных универсальных действий.

На современном этапе деятельность по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД у младших школьников должна носить системный характер, об этом говорили ученые Н.Б. Истомина, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др. Исследования психологов П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др. позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы.

На наш взгляд только в совокупности формирования и диагностики приводит к более высоким результатам обучения младших школьников. Основная цель педагогической диагностики – это получение объективной информации с целью управления качеством педагогического процесса, а также повышение уровня эффективности образовательной деятельности учителя. Студентам специальности «Преподавание в начальных классах» необходимо формировать умение составлять задания для диагностики УУД, т.к. основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности человека. Необходимо продумать и обозначить показатели сформированности и критерии оценивания.   

Приведем пример:

Планируемый результат

Цель задания

Формулировка задания

ПУУД

Владеть логическим действием: классификация

Диагностика сформированности умения классифицировать по заданным основаниям, определять правильность проведённой классификации

Задание № 1. Подчеркни слова с приставкой одной чертой, а слова без приставки - двумя чертами: подруга, посуда, повар, помощь, поход.

Задание № 2. Обведи номер верных утверждений.

1. Если в треугольнике две стороны равны, то он равносторонний.

2. В разностороннем треугольнике длины всех сторон разные.

3. Можно определить вид треугольника, зная длину двух его сторон.

Задание № 3. Местоимения распределены на группы. Определи основания для классификации.

 

 

Он, она, они, оно

               Ты, вы

РУУД

Уметь планировать

Диагностика сформированности умения планировать умение восстанавливать план умение выбирать план из предложенных

Задание № 1. Рассмотри равенство.

Расставь пункты алгоритма в правильной последовательности.

Складываю единицы.

 Складываю сотни.

 Ответ пишу под сотнями. 

Ответ пишу под единицами.

 Читаю ответ.

Складываю тысячи.

Ответ пишу под тысячами.

Задание № 2. Выбери и обведи верный план для определения вида треугольника по длинам его сторон.

План № 1.

Измерить длины сторон треугольника.

Сравнить длины сторон треугольника.

Определить вид треугольника.

План № 2.

Рассмотреть треугольник

Сравнить углы

Определить вид треугольника

КУУД

Строить речевое высказывание в устной или письменной форме.

Использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию.

Диагностика умения строить речевое высказывание в устной или письменной форме.

Диагностика умения использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию.

Задание № 1. Петя говорит, что равносторонний треугольник не является равнобедренным, а Вася говорит, что равносторонний треугольник является равнобедренным.

Кто из ребят прав? Объясни свою точку зрения.

Задание № 2. Вася сказал, что для того, чтобы определить вид треугольника по длинам его сторон нужно измерить только две его стороны.

Петя сказал, что обязательно нужно измерять все три стороны треугольника.

С кем из ребят ты согласен? Почему?

Задание № 3. Петя забыл, какие бывают виды треугольников по длинам их сторон.

Объясни ему, какие различают треугольники по длинам их сторон и как их различают?

Задание № 4. Вася сказал: «Масса моего кролика 28000г». Возможно ли такое?

Объясни свой ответ. Ответ:

 

Продуманная и системная деятельность по составлению заданий для диагностики сформированности УУД младших школьников, несомненно, будет способствовать оцениванию динамики продвижения каждого обучающегося и эффективности педагогической работы, принятию своевременных решений при наличии проблем.

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. 151с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Давыдов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 282с.

3. Мишакина Т.Л., Зубкова Н.М., Формируем универсальные учебные действия на уроках математики.3класс / Т.Л. Мишакина, Н.М. Зубкова. – М.: Ювента, 2014. 48с.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Изд.центр Академия, 2011. 384с.

 

. . . . .