Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Поэтапное формирование навыка смыслового чтения

Дата публикации: 2020-06-13 03:01:35
Статью разместил(а):
Тимошенко Антонина Владимировна

Поэтапное формирование навыка смыслового чтения

Автор: Тимошенко Антонина Владимировна

Средняя общеобразовательная школа № 9, г. Зима

 

Актуальная задача современной школы - научить детей читать так, чтобы они умели находить нужную информацию в тексте, осмысливать её, а в дальнейшем применять в освоении других учебных дисциплин и практически.  

В нашей школе формированию смыслового чтения учащихся уделяется особое место, начиная с первого класса. Ведь формируя навыки смыслового чтения, мы формируем универсальные учебные действия. Работа по формированию умений и навыков смыслового чтения и их отслеживание проводится в системе, задания усложняются от класса к классу.

Я проанализировала технологии по формированию навыков смыслового чтения. Все методики хороши для осмысленного чтения. Но для достижения поставленной цели, наряду с другими приёмами и методами, я выбрала для каждого класса основные, наиболее эффективные и приемлемые приёмы.

В первом классе, когда дети еще не умеют читать, эффективен, по-моему мнению, приём «Диалог с текстом». Разговор с автором начинается уже при озвучивании названия текста, а заканчивается поиском ответов, где информация была представлена в неявном виде. Считается, что приём «диалога с текстом» наиболее важен на этапе до чтения (работа с заголовком) и во – время чтения текста, он позволяет активизировать процессы, которые участвуют в понимании. После диалога с текстом ребятам проще перейти к анализу авторских мыслей и чувств.

Читая текст, ученик должен понимать сначала смысл одного слова, затем смысл одного предложения – это и будут первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Чтобы диалог был полноценным, надо по ходу чтения проводить разнообразную работу: находить прямые и скрытые вопросы, задавать свои вопросы, включать воображение.

Разберём использование данного приёма на примере сказки «Умная галка».

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.

- Почему автор назвал галку умной? (Что-то придумала, сочинила, умела говорить и т. д.)

- Почему она захотела пить? (Было жарко, долго не пила, устала, поклевала солёную рыбу и т.д.)

- Представьте себе кувшин. Опишите его. (Включается воображение детей)

- Как в кувшине оказалась вода? (Хозяйка оставила, прошёл дождь)

- Почему галка не смогла достать воду? (Короткий клюв, не помещалась голова в узкое горлышко, высокий кувшин и т.д. )

- Почему галка кидала именно камушки? (Не могла поднять тяжёлое, большой предмет не входил в кувшин)

-  Могла ли галка накидать щепочек? Почему?

Так постепенно мы подводим детей к пониманию текста, к его основной мысли.

В первом классе мониторинг по сформированности навыка смыслового чтения не проводится. Но важно уже в первом классе обратить внимание на тех детей, которые показали низкий уровень сформированности техники чтения, и определить для них дополнительные меры по ликвидации пробелов. 

Во втором классе использую приём Чтение с остановками (+ прием "дерево предсказаний")

В учебниках представлены, в основном, «сплошные» тексты, а жизнь требует, чтобы учащиеся уже с первого класса умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов. А этот приём как раз можно применять при чтении текстов различных типов речи. Учащиеся читают отрывок или смысловую часть текста и отвечают на вопросы до перехода к следующей части. Вопросы направлены на общее понимание прочитанного и прогнозирование следующего.

Мы все понимаем, что смысловая сторона чтения формируется не только на уроках литературного чтения, а также на всех учебных предметах. Так вот приём чтение с остановками применим и при работе с текстовыми задачами. Когда дети проводят анализ задачи, устанавливают связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Когда они преобразуют задачу в таблицу, диаграмму, графическую модель. Или наоборот вычитывают информацию и обобщают её из таблиц, диаграмм, графиков. Чтобы расширить кругозор учащихся можно придать задаче творческий характер: изменить вопрос, заменить искомые и данные и т.д.

На уроках окружающего мира с помощью этого приёма можно выделить существенные и несущественные признаки предметов, провести классификацию, зафиксировать результаты наблюдений в таблицу или опорную схему. Этот приём позволяет научить детей делать выводы, оценивать, приводить свои примеры.

Если в первом и во втором классе работа больше направлена на блок планируемых результатов «Поиск информации и понимание прочитанного», то в третьем и в четвёртом классе, когда навык сформированности техники чтения позволяет расширить круг использования приёмов, начинаем работу над самым сложным блоком «Оценка информации». Включаю в работу приём «Толстые и тонкие вопросы». Этот приём развивает умение формулировать вопросы, и умение соотносить понятия. Толстые вопросы – это оценочные вопросы. Они предполагают выяснение критериев оценки тех или иных явлений, событий, фактов.

Задавать оценочные вопросы, вести обсуждения помогают приёмы «Ассоциативный куст» и «Глоссарий». Учитель пишет главное слово или название текста, составляется кластер или опорную схему, а учащиеся высказывают свои ассоциации к ним и делают предположения. Эти приёмы учат отвечать на поставленные вопросы, высказывать свою точку зрения, учат объяснять различные ситуации, доказывать свою точку зрения и опровергать или поддерживать точку зрения своих товарищей.

Ребята четвёртого класса любят работать по маршрутным картам, которые составлены по произведениям. Вопросы в карте распределяются от простого к сложному. От поиска информации в явном и неявном виде до оценочных суждений. В них можно включить кластер, и синквейн, творческие задания и задания на воображение. Маршрутный лист может также стать средством диагностики метапредметных умений.

В школе, начиная со второго класса, два раза в год проводится мониторинг по сформированности навыка смыслового чтения. По итогам проведения мониторинга проводится подробный анализ, выявляются проблемы, намечаются пути их решения. Отслеживаются не только результаты по классам, но и результаты отдельных учеников. Такая кропотливая и целенаправленная работа даёт положительный результат. Она учит детей находить в большом объеме информации нужную и важную. Заставляет их думать и познавать мир вокруг себя.

 

. . . . .