Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование приёмов решения текстовой задачи

Дата публикации: 2020-06-14 16:24:42
Статью разместил(а):
Балясникова Анна Александровна

Формирование приёмов решения текстовой задачи

Автор: Балясникова Анна Александровна

ГБОУ "Гимназия № 397 Кировского района Санкт-Петербурга имени Г.В. Старовойтовой"

 

Аннотация: Особенность начального курса математики заключается в том, что он строится на системе целесообразных задач и практических работ. Это значит, что каждое новое понятие усваивается при решении тех или иных текстовых задач. Текстовые задачи используются для раскрытия смысла арифметических действий и ознакомления с некоторыми математическими отношениями и понятиями.

Ключевые слова: текстовая задача, технологии проблемно-диалогического обучения и  деятельностного подхода.

Тематическая рубрика: начальная школа. 

 

В настоящее время в российском образовании сформулированы приоритеты: научить получать знания, т.е. научить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, т.е. учение для труда; научить жить – это учение для бытия, и  научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни. Таким образом, главенствующей целью образования становится развитие творческих, созидательных способностей, обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и самосохранения.

Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить идеальные решения, прогнозировать возможные варианты. Личность с таким стилем мышления не просто готова к постоянным изменениям в технологиях, но рассматривает их как возможность получить жизненно-необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

Математика является одним из тех предметов, где представляются большие возможности для развития мышления и способностей к познавательной деятельности. Таким образом, в своей работе я поставила перед собой цели:

1. Обеспечение условий для получения качественного образования обучающихся.

2. Изучение и внедрение новых педагогических технологий на уроках математики.

3. Формирование у школьников прочных знаний, умений и навыков решения задач разных видов.

Для реализации поставленных целей я определила следующие задачи:

1. Повышение своего педагогического мастерства.

2. Выбор технологии и методики для достижения целей.

3. Создание комфортной психологической обстановки в классе.

4. Стимулировать умственную активность обучающихся, их самостоятельность.

Одним из важнейших направлений  формирования личности учащегося остаётся работа с текстовой задачей на уроках математики. Эта работа позволяет не только развивать словесно – логическое мышление детей, но и учить их конструировать и рассматривать математические модели некоторых жизненных ситуаций. Важно отметить, что с точки зрения овладения детьми универсальными учебными действиями текстовая задача открывает широкое поле деятельности для формирования умений работать с текстом.

При подготовке к урокам необходимо учитывать ведущую роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, осознание учащимися процесса обучения, общее развитие детей. Чтобы реализовать эти требования, нужно создать доброжелательную, доверительную атмосферу в классе, чтобы учащиеся были заинтересованы, а их деятельность связана с эмоциональными переживаниями (с радостью новых открытий, пусть и не больших). При планировании уроков следует учитывать и характер вопросов, направленных на самостоятельный или коллективный поиск. Вопросы должны ставиться в общем виде, чтобы они давали пищу для ума и слабым и сильным детям.

В поисках новых форм и методов преподавания я познакомилась  с технологиями проблемно-диалогического обучения и деятельностного подхода.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое освоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «Открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Технология деятельностного подхода способствует формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных и деятельностных способностей, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.  Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

При обучении решению составных задач я применяю аналитический способ рассуждения, особенно при обучении решению задач на пропорциональную зависимость, при решении задач с разного рода величинами.

С 1- го класса приучаю детей к четкому формулированию задачи в виде краткой записи. Периодически в начале урока провожу работу по таблице, чтобы лучше закрепить знания детей о взаимозависимости величин, арифметических действий, их компонентов и результатов и довести навыки применения этих знаний до автоматизма. Названные знания нужны при оформлении краткой записи задачи и решении уравнений. Данная таблица постепенно пополняется изученными понятиями и к 4-му классу она выглядит следующим образом:

Частное

Слагаемое

Уменьшаемое

Стоимость

Делитель

Цена

Произведение

Множитель

Скорость

Сумма

Количество

Слагаемое

Масса всех предметов

Время выработки

Делимое

Работа

Длина

Множитель

Разность

Время

Масса одного предмета

Весь расход

Вычитаемое

Расход на 1 вещь

Периметр

Умножение

Производительность труда

Расстояние

Вычитание

Сложение

Площадь

Количества товара

Ширина

 

Вывешиваю эту таблицу на доске. Показываю указкой слова первого столбика, а дети называют связанные с ними слова из двух других столбиков.

Например: площадь---длина----ширина. На эту работу отводится не более 2-3 минут.

 Большую помощь при обучении решению задач оказывает работа по  схемам:

1) Находим целое неодинаковых частей действием сложения.

2) Находим целое одинаковых частей действием умножения.

3) Находим одинаковую часть целого действием деления.

4) Находим неодинаковую часть целого действием вычитания.

5) Увеличение числа на несколько единиц (нахождение большего числа)

6) Уменьшение числа на несколько единиц (нахождение меньшего числа)

7) Разностное сравнение (нахождение разности)

8) Кратное сравнение.

9) Увеличение числа в несколько раз.

10) Уменьшение числа в несколько раз.

Работу по этим схемам провожу по-разному. Иногда – в виде диктанта. Я называю, что необходимо найти, дети самостоятельно чертят схему в тетрадях, быстро проверяем, что получилось. Или провожу эту работу устно.

Показываю детям схему, нарисованную на листе бумаги, так, чтобы знак действия был закрыт (по линии сгиба). Дети объясняют, что и как мы находим, затем открываем знак действия и проверяем.

Этот приём использую и при решении задач разного вида. Читаю задачу, дети выбирают схему, объясняют свой выбор, решают задачу устно или письменно самостоятельно. Взаимопроверка в парах.

Таким образом, суть современного развивающего методического подхода к обучению ребенка решению задач состоит в том, что методика желает сформировать у учащегося самостоятельную учебную деятельность, в том числе и в плане решения задач. Иными словами, речь идет не о том, чтобы научить ребенка узнавать и решать ограниченный круг типовых задач (сформировать навык решения типовых задач, как говорили в прежние годы), а научить ребенка решать любые задачи и притом самостоятельно. Исходя из жизненных реалий, понятно, что невозможно научить этому всех детей с одинаковым уровнем успешности в одинаковые сроки, но попытаться сформировать у ребенка умения самостоятельной работы над задачей как учебной проблемой – вот одна из основных методических линий современной методики обучения математике в начальных классах.

При работе с текстовыми задачами могут быть использованы разные приёмы.

1. Придумать задачу, обратную данной.

2. Поиск различных способов решения.

3. Решение задачи через введение переменной.

4. Составление аналогичной задачи с новыми данными.

5. Постановка дополнительных вопросов к решенной задаче.

6. Записать решение задачи выражением.

7. Составление задачи по выражению.

Такая методика работы над задачей способствует развитию у детей умения мыслить. Действительно, математические рассуждения с присущими им четкостью, последовательностью и логичностью являют собой пример правильно организованного мышления. Владение математическим языком, понимание точного смысла утверждений и связей между логическими конструкциями в тексте задачи оказывают существенное влияние на языковое развитие личности и  развитие мышления человека в целом. Применение предлагаемых приемов работы над текстовой задачей формирует еще и такое немаловажное качество личности, как умение рассуждать.

Мой опыт работы позволяет сделать вывод, что графическое моделирование делает текстовую задачу более понятной, обеспечивает её качественный анализ, обоснованный выбор необходимого арифметического действия, повышает активность и гибкость мыслительной деятельности обучающихся.

 

. . . . .