Кодификаторы планируемых результатов освоения ООП НОО как инструмент обеспечения преемственности в оценке
Кодификаторы планируемых результатов освоения ООП НОО как инструмент обеспечения преемственности в оценке учебных достижений учащихся
Автор: Бирючева Анна Георгиевна
МБОУ "СОШ № 1", г. Тулун
Аннотация: В статье раскрывается опыт работы учителя начальных классов с кодификаторами планируемых результатов освоения ООП НОО. Описываются преимущества использования данного инструментария при проведении оценочных процедур.
Ключевые слова: кодификатор результатов, освоение ООП НОО, перечень результатов, алгоритм осуществления оценки.
Тематическая рубрика: начальная школа.
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО. На сайте Центра оценки качества образования ФГНУ "ИСРО РАО" представлен инструментарий для мониторинга образовательных достижений учащихся начальной и основной школы, в том числе кодификаторы планируемых результатов освоения ООП НОО.
В практике преподавания на уровне начального общего образования использую кодификаторы для проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся. На мой взгляд, это один из эффективных способов обеспечения преемственности начального общего образования и основного общего образования.
Кодификатор содержит два типа планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться», а также полный перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые могут контролироваться.
Кодификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету. Пример:
|
КОД |
Проверяемые умения |
1. Раздел «Фонетика и графика» |
||
1.1 |
Выпускник научится |
|
|
1.1.1. |
различать звуки и буквы |
|
1.1.2. |
характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) |
|
1.1.3. |
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации |
1.2 |
Выпускник получит возможность научиться |
|
|
1.2.1. |
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму |
|
1.2.2. |
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов |
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету. Пример.
Код |
Элементы содержания |
Коды ПРО |
|
1 |
Фонетика, графика и орфоэпия |
|
|
1.1. |
Различение звуков и букв: буква как знак звука |
1.1 |
|
1.2 |
Различение гласных и согласных звуков |
1.2 |
|
1.3 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков |
1.2 |
|
1.4 |
Различение качества согласных звуков |
|
|
|
1.4.1 |
Различение мягких и твёрдых согласных звуков |
1.2 |
|
1.4.2 |
Различение звонких и глухих согласных звуков |
1.2 |
1.5 |
Определение качественной характеристики звука |
|
|
|
1.5.1 |
Характеристика «гласный-согласный» |
1.2 |
|
1.5.2 |
Характеристика «гласный ударный–гласный безударный» |
1.2 |
|
1.5.3 |
Характеристика «согласный твёрдый–согласный мягкий» |
1.2 |
|
1.5.4 |
Определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков |
1.2 |
|
1.5.5 |
Характеристика «согласный звонкий–согласный глухой» |
1.2 |
|
1.5.6 |
Определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков |
1.2 |
1.6 |
Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица |
1.2 |
|
1.7 |
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка |
1.2 |
|
1.8 |
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь |
1.2 |
|
1.9 |
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова |
|
|
|
1.9.1 |
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь |
1.2 |
|
1.9.2 |
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с гласными е, ё, ю, я |
1.2 |
|
1.9.3 |
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с непроизносимыми согласными |
1.2 |
1.10 |
Использование небуквенных графических средств |
|
|
|
1.10.1 |
Использование пробела между словами |
1.2 |
|
1.10.2 |
Использование знака переноса |
1.2 |
|
1.10.3 |
Оформление абзаца |
1.2 |
1.11 |
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами |
1.3 |
Использование кодификаторов позволяет мне как учителю
- планировать содержание рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- обеспечить подготовку младших школьников к дальнейшему обучению в старших классах; эффективно строить взаимодействие с учителями старших классов в вопросах преемственности;
- осуществлять оценку достижений обучающихся; планировать и организовывать текущее и тематическое оценивание; подбирать задания по уровню сложности;
- при организации и проведении итоговой аттестации составлять план итоговой работы для выпускников начальной школы.
План итоговой работы по русскому языку:
№ |
Блок содержания |
Объект оценивания |
Код проверяемых умений |
Тип задания |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение |
1 |
Фонетика и графика |
Умение различать звуки и буквы. |
1.1.1 |
КО |
Б |
1 |
2 |
Фонетика и графика |
Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. |
1.1.2 |
ВО |
Б |
1 |
3 |
Фонетика и графика |
Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твердые/мягкие, парные/ непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. |
1.1.2 |
КО |
П |
2 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Оптимально использовать кодификаторы для организации тематического оценивания достижения планируемых результатов освоения ООП. Подготовку к осуществлению оценки достижения планируемых результатов провожу по алгоритму:
Шаг 1. Определяю планируемые результаты, формируемые в конкретной теме.
Шаг 2. Разбиваю планируемые результаты на составляющие их учебные действия (умения). Важный этап включения кодификатора.
Шаг 3. На основе выделенных учебных действий формулирую критерии успешности выполнения задания (системы заданий).
Шаг 4. Разрабатываю задание (систему заданий).
Шаг 5. Составляю оценочный лист, в котором учащиеся проводят прогностическую самооценку («Я смогу»), а после выполнения работы - ретроспективную самооценку («Я достиг»).
Пример оценочного листа для проведения тематического оценивания для учащихся 4 класса по теме: «Глагол».
Задание: Спиши пословицы, замени глаголы 2 лица множественного числа на глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. В скобках укажи спряжение глагола.
Текст задания. Как постелите, так и выспитесь. На большое позаритесь, малое упустите. За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете. Руки не протянете, так и ложки с полки не достанете.
Оценочный лист проверочной работы по теме «Глагол». 4 класс
Фамилия |
Дата: |
||
Умение |
Я смогу |
Я достиг |
Учитель |
Отличать глаголы от других частей речи (2 б.) |
|
|
|
Ставить глаголы в указанную форму (2б.) |
|
|
|
Определять спряжение глагола (2б.) |
|
|
|
Правильно писать личное окончание глагола (2б.) |
|
|
|
Писать без орфографических ошибок (2б.) |
|
|
|
Итого: 10 б. |
|
|
|
Процент выполнения работы |
|
|
|
Уровень выполнения работы: высок., повышен., базов., понижен., недостаточн. |
|||
2б. – без ошибок, 1б. – 1-3 ошибки, 0 б. – более 3 ошибок |
Для более эффективного построения образовательного процесса учитель начальных классов должен изучить кодификаторы планируемых результатов освоения ООП основного общего образования.
Возможность использовать кодификаторы в работе учителей всех уровней создает условия для оптимизации и систематизации работы по преемственности в образовательном учреждении на всём протяжении процесса получения образования в школе.
Литература:
1. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.