Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Приёмы изотерапии в работе учителя по снижению уровня агрессивности младших школьников

Дата публикации: 2020-07-14 18:48:42
Статью разместил(а):
Аверкиева Ольга Викторовна

Приёмы изотерапии в работе учителя по снижению уровня агрессивности младших школьников

Автор: Аверкиева Ольга Викторовна

    

Изменения, которые происходят в развитие современного общества, влекут за собой огромный ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личности подрастающего поколения. Наиболее острая проблема, для психологов и педагогов, а также всего общества, является повышенная агрессивность детей. Давайте разберемся, а что же такое агрессивное поведение?

А.Г. Долгова рассматривает понятие агрессивное поведение как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям [2]. Более полное, на мой взгляд, дает определение С.Н. Ениколопов. Он определяет «агрессивное поведение» как «…. целеноправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха и  др.) [3].

Важно знать, откуда дети черпают знания о различных моделях агрессивного поведения? Американские психологи Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон выяснили что, дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: в семье, вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа [1].

Но более частой причиной агрессивного поведения детей является недостаток внимания и понимания со стороны родителей и педагогов и является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи. Если ребёнку хотя бы один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, а окружающие уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Наказание за агрессию приводит к такому же результату т.к. загнанная внутрь агрессия обязательно проявится: если не дома, то в школе.

По утверждению Долговой А.Г. причины агрессивного поведения у младших школьников следующие:

- Первое место, с учетом учебной деятельности младшего школьника, занимает отметка. Младшему школьнику трудно увидеть разницу степени подготовки и интерпретации материала собственного и его одноклассников. У ребенка возникает чувство несправедливости учителя по отношению к нему, еще хуже, когда и родители настроены против учащегося. 

- Вторая, не менее важная, проблема – критика. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к критике, какой бы безобидной она не казалась.

- Третьей проблемой - невнимание родителей огорчает детей, затем вызывает чувство вины и страха, которые трансформируются в агрессию.

- Четвертая проблема – это взаимоотношение учащихся с друзьями или другими одноклассниками [2].

Существует много причин агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, поэтому родителям и учителям следует уделять особое внимание данному возрасту. Зная о проблемах детей младшего школьного возраста и о причинах их возникновения, аномальное поведение свидетельствует о проблемах, а задача психологов, педагогов и родителей вовремя оказать помощь подрастающему поколению.

Одним из методов коррекции агрессивного поведения младших школьников является изотерапия (терапию изобразительным творчеством).

Сущность изотерапии по мнению Осиповой А.А:

1) Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя; 
2) Выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды;
3) Быть самим собой;
4) Освободиться от негативных переживаний прошлого;
5) Позволяет отражать в сознании окружающую и социальную действительность, моделировать ее, выражать отношение к ней;
6) Изобразительная деятельность развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций [4].

Существуют следующие приёмы изотерапии: рисование пальцами, техника «проективный рисунок», техника медитативного рисунка – мандала, техника«монотипия», техника «каракули или штриховка», техника «марания», «пластилиновая композиция» и др.

Почему эффективны эти приёмы?

Каждый рисунок ребенка уникален. Каждая новая работа – это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и переживаниях, не нашедших словесного выражениях и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на бумаге или на другом специально подобранном для этого материале. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. 

При использовании различных приёмов изотерапии в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, в том, числе и агрессивной,а также развивает творческие способности. Именно поэтому изотерапия так эффективна при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста.

 

Литература:

[1] Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия / СПб.: Питер, 2000. – Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002.

[2] Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009.

[3] Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии //Прикладная психология. 2001. №1.

[4] Осипова А.А. Общая психокоррекция, 2000.

 

. . . . .