Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие читательской компетентности младшего школьника через методику «Реклама книги»

Дата публикации: 2020-07-22 11:51:06
Статью разместил(а):
Гауф Любовь Владимировна

Развитие читательской компетентности младшего школьника через методику «Реклама книги»

Автор: Гауф Любовь Владимировна

МБОУ НШ «Перспектива»

 

 «Чтение – окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

В.А. Сухомлинский

Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому умение находить и извлекать нужные данные из иллюстрации или текста, преобразовывать их является важнейшим в наши дни. Без этого умения невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов.

Актуальность педагогического опыта обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений.

В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть способами общего понимания содержания прочитанного, уметь находить необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, формулировать выводы, выражать собственные впечатления по прочитанному.

Дети, которые любят читать, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут, они самостоятельны в суждениях и поведении.

В исследовании PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, и для удовольствия» В исследовании PISA грамотность чтения определяется как: «понимание, использование и осмысление письменных текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества». Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а осознание его содержания и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения и направлена на выработку необходимых компетенций, самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творчества, логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Педагогический опыт представлен в виде участия во Всероссийском проекте «Успешное чтение», реализации его методики «Реклама книги».

В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

Методика «Реклама книги». Краткое теоретическое обоснование идеи.

Предлагаемая методика построена на использовании теории множественного интеллекта (Г. Гарднера), согласно которой  люди мыслят и учатся многими разнообразными способами, используя различные интеллектуальные способности: лингвистическая, логико-математическая, пространственная, музыкальная, телесно-кинестетическая, межличностная, внутриличностная и естествоиспытательская.

Для участия в проекте школьнику необходимо представить рекламу не менее 1 прочитанной книги с использованием заданного формата. Каждая сделанная реклама является основанием для участия в лотерее.

Цель и задачи использования методики – привлечение интереса к книге и чтению через творческую самореализацию. Развитие навыков вдумчивого чтения, критического и рефлексивного мышления. Освоение опыта межличностной коммуникации в пространстве чтения. Расширение представления о круге значимого и актуального чтения современных школьников. Создание «банка данных» для рекомендательных списков чтения.

Методика успешно вписывается в уроки литературы, внеклассного чтения, библиотечные уроки, классные часы. При соответствующей тематики выбранных книг может использоваться как развивающий компонент любого предмета.

Оптимальная продолжительность работы в рамках реализации методики: полугодие (далее подводятся итоги,  и запускается новый этап). 

Этапы и сроки проведения  проекта

1 этап. Январь.

Введение в проект. Классный час - праздник «Реклама книги», тренировочное занятие по исследовательской деятельности  и установочное родительское собрание по теме «Читающий ребёнок - успешный ребёнок».

Подробный разбор и объяснение формата «рекламного листа».

Подготовка резервных списков при условии, что детям затруднительно выбрать книгу самостоятельно.

Подготовка «лотерейных билетов»-буков.

Выделение учебного времени или организация внеучебного времени, когда участники имеют возможность представить свою рекламу и получить лотерейный билет.

Сроки: 2 этап. Февраль-март.

Организация места, где представленные рекламные листы будут доступны для одноклассников.

Периодическое обсуждение с классом, представленных в рекламе книг, выявление и поощрение случаев,  когда кто-то из одноклассников прочитал рекомендованную товарищем книгу.

Анализ рекламных листов, отбор лучших для создания списка, рекомендуемых для чтения книг «Горячая десятка»

3 этап. Апрель.

Проведение  праздника «Реклама книги». Награждение лидеров проекта. Проведение беспроигрышной лотереи для всех участников по количеству набранных лотерейных билетов.

Компьютерная вёрстка  рекламных листов книг «Горячая десятка».

Презентация списка, рекомендуемых для чтения книг «Горячая десятка».

Представление результатов работы на школьном фестивале «Лесенка успеха».

Презентация проекта перед родителями. Подведение итогов. Рефлексия.

Новизна опыта заключается в создании информационно-учебной среды для побуждения учеников к чтению.

Цели, достигаемые ведением этих проектов, как коллективной среды для культурного содержательного общения и обмена.

Мотивирование к чтению решается не принуждением, а вовлечением и приобщением. Мотивирование происходит неявно, не по приказу, а через соревнование и общение.

Формирование способности к навигации в мире книг.

Задача развития умений анализа и рефлексии. Это сложная задача, не решаемая в рамках какого-то одного школьного предмета. А вот составление коротких читательских рецензий и обмен ими - может в ее решении очень помочь. Не менее важны умения оценивания, цитирования, сравнения, навыки ведения дискуссии, оформления аргументации, постановки вопросов. Все  это возможно реализовать через коллективную среду.

Побуждение к собственному творческому самовыражению, развитие креативности! 

Задача формирования информационной культуры учеников. 

Формируется через чтение, создание рекламы и ведение читательских дневников, через содержательное общение. Умение пользоваться ссылками на информационные ресурсы Интернета, осведомленность о наличии и  умение пользоваться электронными библиотеками, безопасное поведение в Интернете.

 

. . . . .