Методика проведения экскурсий в начальной школе
Методика проведения экскурсий в начальной школе
Автор: Жарикова Евгения Анатольевна
МБОУ "СОШ", с. Красное, Краснинского муниципального района Липецкой области
Аннотация: Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия. Четко спланированная, хорошо продуманная экскурсия поможет добиться главной задачи — научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать у школьников желание найти на них ответы, осмыслить и прочно усвоить изучаемый материал.
Ключевые слова: экскурсия, наблюдательность, самостоятельность, познавательная деятельность.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.
Экскурсии способствуют зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяют кругозор школьников, учат рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы.
Различают учебные, производственные и краеведческие экскурсии.
Учебная экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках.
Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков и пр., с технологическими процессами. Эти экскурсии занимают важное место в профориентационной работе школы.
Одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона являются краеведческие экскурсии.
Неотъемлемыми помощниками при организации экскурсий являются родители. Они выбирают объекты (при этом сами предварительно знакомятся с ними), транспорт, маршрут движения.
Вначале учебного года на родительском собрании совместно с родителями мы планируем, какие экскурсии можем организовать для наших детей, при этом учитываем тематику уроков окружающего мира, годовой график воспитательной работы и юбилейных событий на данный учебный год. Каждая экскурсия имеет конкретные учебно – воспитательные задачи и цели.
Всю работу по организации экскурсий для учащихся, подразделяю на три этапа: подготовительный, работа по теме (организация познавательной деятельности детей), заключительный (послеэкскурсионный).
На подготовительном этапе выбирается объект экскурсии, составляется подробный план, сообщаются цели и задачи. Как только учащиеся поймут, какие цели должны быть достигнуты в результате экскурсии, провожу вступительную беседу, в процессе которой формулирую уточняющие задания, определяю формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на неё. Особое внимание в ходе этой беседы уделяю вопросам дисциплины, правилам поведения на улице, в общественных местах и технике безопасности (фиксирую в журнале по технике безопасности).
На основном этапе школьники включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии. Стараюсь, чтобы содержание экскурсии, соответствовало интересам детей, ведь точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу. Качество экскурсии зависит от умения экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся получат, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность.
Экскурсовод должен как можно чаще задавать детям вопросы, которые должны побуждать их откликаться на происходящее. Экскурсовод не должен оставаться равнодушными к наблюдениям учащихся и их замечаниям. Если он будет искренне выслушивать ребят, это воодушевит их на продолжение активных наблюдений, вовлечет в процесс обучения, заставит слушать друг друга. Во время экскурсии ученики внимательно слушают, наблюдают, при этом могут производить записи, делать зарисовки, фотографировать. Не следует затягивать экскурсию. Экскурсовод должен рассказать только о том, что дети могут увидеть, не давая при этом длинных объяснений. Не стоит давать учащимся много новых определений, они их очень скоро забудут.
Заключительный (послеэкскурсионный) этап охватывает воспительно – образовательную работу. С детьми провожу беседу, направленную на углубление, обобщение и систематизацию приобретенных знаний. Самое интересное, самое существенное из увиденного, школьники оформляют в виде рисунков, сочинений, презентаций. Развитию познавательного интереса и творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных детьми на экскурсии, способствуют такие задания: напиши заметку в школьную газету, попытайся составить кроссворды, загадки, викторины. Дети с удовольствием выполняют их.
Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (окружающего мира, истории, географии) и может предварять изучение темы или завершить её.
Приведу фрагмент учебной экскурсии по окружающему миру.
Тема: «Что такое космос. Звездное небо».
Цель экскурсии: способствовать формированию у второклассников первых научных представлений о космосе, звездах, созвездиях с опорой на выявленные у них знания по данному разделу; содействовать формированию представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска; создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, воображения, памяти, коммуникативных способностей учащихся.
Подготовительный этап. Мотивирование учебной деятельности
– Отгадайте загадки.
Раскинут ковер, Рассыпан горох; Ни ковра не понять, Ни гороху собрать. |
На черный платок
Просыпано просо,
Пришел петушок,
А склевать-то не просто.
О чем говорится в загадках? (О звездах на небе.)
Мы начинаем знакомство с новым разделом «Мы живем на планете Земля». Сегодня будем говорить о космосе, о звездах, о созвездиях. Многие из вас читают книги, смотрят фильмы и научные передачи по телевидению о космосе. Нередко получаемые нами из разных источников сведения неточны и беспорядочны. Наша задача – привести, эти знания в систему. Как вы считаете, где это можно сделать?
Правильно, в планетарии.
Ребята, мы отправляемся с вами на экскурсию в старейший нашей области планетарий, работающий в центре детского творчества города Данкова. Планетарий был создан по инициативе нашего земляка, Почетного гражданина города Данкова, одного из старейших лекторов Московского планетария Ивана Федоровича Шевлякова. Именно он в 1975 году привёз из Москвы специальный прибор «Планетарий», благодаря которому и получило свое название это учреждение.
Путь наш не близок и поедем мы на автобусе.
Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.
Непосредственная работа на экскурсии: организация познавательной деятельности детей.
Вначале экскурсии экскурсовод Александр Владимирович Мамонтов выяснил объём знаний второклассников о космосе.
В ходе самой экскурсии использовались различные методы обучения, но ведущими из них были наблюдение и беседа. Рассказ о звездном небе экскурсовод начал в необычной комнате, которая погрузилась в абсолютную темноту. Через несколько мгновений на куполе одна за другой начали загораться звёздочки, которые «зажег» аппарат «Планетарий». Дети познакомились с понятием «созвездие», с наиболее яркими звездами. Александр Владимирович показывал созвездия указкой-лучом. Ребята узнали, что на куполе планетария можно увидеть около 4 тысяч звезд. Экскурсовод рассказал о таких явлениях как весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. Красочная презентация сделала астрономический материал более наглядным, доступным и интересным.
Далее конкретизируя тему экскурсии, школьникам была предложена игра – презентация «Планеты Солнечной системы».
С огромным желанием и восхищением дети рассматривали выставку творческих работ учащихся на тему «Космос глазами детей».
Обобщая результаты наблюдений, школьники выполнили задание
«Закончите предложения»:
Звезды – это _________.
Звезды отличаются по _______,_____________ ______ и ______.
Созвездие – это ___________.
Самая яркая звезда на небе –_________________.
Полярная звезда находится в созвездии __________.
На этапе рефлексии учебной деятельности школьники ответили на вопросы:
- Какие задачи ставили на экскурсии?
- Удалось, ли решить поставленные задачи?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Где можно применить новые знания?
При подведении итогов экскурсии были проанализированы результаты услышанного и увиденного, сделаны выводы, умозаключения. В дальнейшем дети подготовили доклады, изготовили газету, организовали выставку рисунков, написали сочинения, что пригодилось им для проведения классного часа, на который были приглашены обучающиеся параллельных классов.
А это стихотворение, написанное Надеждой Ролдугиной Н, является обобщением всех экскурсий, проведенных за год.
Мы классом на экскурсии ходили,
Узнали интересное и важное, друзья.
Как осенью природа готовиться ко сну,
Зимою, в непогоду, как снег лежит в лесу.
Весна нас удивила своею красотой:
Мать – мачехой, пролеской и вербой над рекой.
Водили нас на хлебозавод,
Там пахнет очень вкусно.
Пекут там хлеб из года в год,
Умело и искусно.
У них большой ассортимент:
Ватрушки, кексы и печенье.
Для каждого найдется
По вкусу угощенье.
И у пожарных в гостях был наш класс,
Работа у них — очень важная.
Спасают людей и дома от огня
Эти мужчины отважные.
Ходили мы на молзавод
Там чистота, порядок.
По трубам молоко течет,
Конвейером: сметана и творог,
Кефир, сырки и масло.
Полезно очень молоко,
Конечно, мы согласны.
В Данкове, в планетарии,
Мы тоже побывали.
Загадки космоса и звезд
Всем классом разгадали.
Экскурсии в начальной школе.
Вовек мы не забудем,
И знания, полученные там,
Мы применять в дальнейшем будем.