Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методика проведения экскурсий в начальной школе

Дата публикации: 2019-12-19 11:56:21
Статью разместил(а):
Жарикова Евгения Анатольевна

Методика проведения экскурсий в начальной школе

Автор: Жарикова Евгения Анатольевна

МБОУ "СОШ", с. Красное, Краснинского муниципального района Липецкой области

 

Аннотация: Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия. Четко спланированная, хорошо продуманная экскурсия поможет добиться главной задачи — научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать у школьников желание найти на них ответы, осмыслить и прочно усвоить изучаемый материал.  

Ключевые слова: экскурсия, наблюдательность, самостоятельность, познавательная деятельность.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.

Экскурсии способствуют зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяют кругозор школьников, учат рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы.  

Различают учебные, производственные и краеведческие экскурсии.      

Учебная экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках.  

Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков и пр., с технологическими процессами. Эти экскурсии занимают важное место в профориентационной работе школы.

Одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона являются краеведческие экскурсии.

Неотъемлемыми помощниками при организации экскурсий являются родители. Они выбирают объекты (при этом сами предварительно знакомятся с ними), транспорт, маршрут движения.

Вначале учебного года на родительском собрании совместно с родителями мы планируем, какие экскурсии можем организовать для наших детей, при этом учитываем тематику уроков окружающего мира, годовой график воспитательной работы и юбилейных событий на данный учебный год. Каждая экскурсия имеет конкретные учебно – воспитательные задачи и цели.

Всю работу по организации экскурсий для учащихся, подразделяю на три этапа: подготовительный, работа по теме (организация познавательной деятельности детей), заключительный (послеэкскурсионный).

На подготовительном этапе выбирается объект экскурсии, составляется подробный план, сообщаются цели и задачи. Как только учащиеся поймут, какие цели должны быть достигнуты в результате экскурсии, провожу вступительную беседу, в процессе которой формулирую уточняющие задания, определяю формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на неё. Особое внимание в ходе этой беседы уделяю вопросам дисциплины, правилам поведения на улице, в общественных местах и технике безопасности (фиксирую в журнале по технике безопасности).

На основном этапе школьники включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии. Стараюсь, чтобы содержание экскурсии, соответствовало интересам детей, ведь точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу. Качество экскурсии зависит от умения экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся получат, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность.

Экскурсовод должен как можно чаще задавать детям вопросы, которые должны побуждать их откликаться на происходящее. Экскурсовод не должен оставаться равнодушными к наблюдениям учащихся и их замечаниям. Если он будет искренне выслушивать ребят, это воодушевит их на продолжение активных наблюдений, вовлечет в процесс обучения, заставит слушать друг друга. Во время экскурсии ученики внимательно слушают, наблюдают, при этом могут производить записи, делать зарисовки, фотографировать. Не следует затягивать экскурсию. Экскурсовод должен рассказать только о том, что дети могут увидеть, не давая при этом длинных объяснений. Не стоит давать учащимся много новых определений, они их очень скоро забудут. 

Заключительный (послеэкскурсионный) этап охватывает воспительно – образовательную работу. С детьми провожу беседу, направленную на углубление, обобщение и систематизацию приобретенных знаний. Самое интересное, самое существенное из увиденного, школьники оформляют в виде рисунков, сочинений, презентаций. Развитию познавательного интереса и творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных детьми на экскурсии, способствуют такие задания: напиши заметку в школьную газету, попытайся составить кроссворды, загадки, викторины. Дети с удовольствием выполняют их.

Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (окружающего мира, истории, географии) и может предварять изучение темы или завершить её.

Приведу фрагмент учебной экскурсии по окружающему миру.  

Тема: «Что такое космос. Звездное небо».   

Цель экскурсии: способствовать формированию у второклассников первых научных пред­ставлений о космосе, звездах, созвездиях с опорой на выявленные у них знания по данному разделу; содействовать формированию представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска; создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, воображения, па­мяти, коммуникативных способностей учащихся.

Подготовительный этап. Мотивирование учебной деятельности  

 – Отгадайте загадки. 

Раскинут ковер,

Рассыпан горох;

Ни ковра не понять,

Ни гороху собрать.

На черный платок

Просыпано просо,

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

О чем говорится в загадках? (О звездах на небе.)

Мы начинаем знакомство с новым разделом «Мы живем на планете Земля». Сегодня будем говорить о космосе, о звездах, о созвездиях. Многие из вас читают книги, смотрят фильмы и научные передачи по телевидению о космосе. Нередко получаемые нами из разных источников сведения неточны и беспорядочны. Наша задача – привести, эти знания в систему. Как вы считаете, где это можно сделать?

Правильно, в планетарии.

Ребята, мы отправляемся с вами на экскурсию в старейший нашей области планетарий, работающий в центре детского творчества города Данкова. Планетарий был создан по инициативе нашего земляка, Почетного гражданина города Данкова, одного из старейших лекторов Московского планетария Ивана Федоровича Шевлякова. Именно он в 1975 году привёз из Москвы специальный прибор «Планетарий», благодаря которому и получило свое название это учреждение.  

Путь наш не близок и поедем мы на автобусе.

Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

Непосредственная работа на экскурсии: организация познавательной деятельности детей.

Вначале экскурсии экскурсовод Александр Владимирович Мамонтов выяснил объём знаний второклассников о космосе.  

В ходе самой экскурсии использовались различные мето­ды обучения, но ведущими из них были наблюдение и беседа. Рассказ о звездном небе экскурсовод начал в необычной комнате, которая погрузилась в абсолютную темноту. Через несколько мгновений на куполе одна за другой начали загораться звёздочки, которые «зажег» аппарат «Планетарий». Дети познакомились с понятием «созвездие», с наиболее яркими звездами. Александр Владимирович показывал созвездия указкой-лучом. Ребята узнали, что на куполе планетария можно увидеть около 4 тысяч звезд. Экскурсовод рассказал о таких явлениях как весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. Красочная презентация сделала астрономический материал более наглядным, доступным и интересным.  

Далее конкретизируя тему экскурсии, школьникам была предложена игра – презентация «Планеты Солнечной системы».

С огромным желанием и восхищением дети рассматривали выставку творческих работ учащихся на тему «Космос глазами детей». 

Обобщая результаты наблюдений, школьники выполнили задание

«Закончите предложения»:

Звезды – это _________.

Звезды отличаются по _______,_____________ ______ и ______.

Созвездие – это ___________. 

Самая яркая звезда на небе –_________________.

Полярная звезда находится в созвездии __________.

На этапе рефлексии учебной деятельности школьники ответили на вопросы:

-    Какие задачи ставили на экскурсии?

-    Удалось, ли решить поставленные задачи?

-     Каким способом?

-     Какие получили результаты?

-    Что нужно сделать еще?

-     Где можно применить новые знания?

При подведении итогов экскурсии были проанализированы результаты услышанного и увиденного, сделаны выводы, умозаключения. В дальнейшем дети подготовили доклады, изготовили газету, организовали выставку рисунков, написали сочинения, что пригодилось им для проведения классного часа, на который были приглашены обучающиеся параллельных классов. 

А это стихотворение, написанное Надеждой Ролдугиной Н, является обобщением всех экскурсий, проведенных за год.

Мы классом на экскурсии ходили,

Узнали интересное и важное, друзья.

Как осенью природа готовиться ко сну,

Зимою, в непогоду, как снег лежит в лесу.

Весна нас удивила своею красотой:

Мать – мачехой, пролеской и вербой над рекой.

Водили нас на хлебозавод,

Там пахнет очень вкусно.

Пекут там хлеб из года в год,

Умело и искусно.

У них большой ассортимент:

Ватрушки, кексы и печенье.

Для каждого найдется

По вкусу угощенье.

И у пожарных в гостях был наш класс,

Работа у них — очень важная.

Спасают людей и дома от огня

Эти мужчины отважные.

Ходили мы на молзавод

Там чистота, порядок.

По трубам молоко течет,

Конвейером: сметана и творог,

Кефир, сырки и масло.

Полезно очень молоко,

Конечно, мы согласны.

В Данкове, в планетарии,

Мы тоже побывали.

Загадки космоса и звезд

Всем классом разгадали.

Экскурсии в начальной школе.

Вовек мы не забудем,
И знания, полученные там,
Мы применять в дальнейшем будем.

 

. . . . .