Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Влияние физических упражнений на здоровье младших школьников

Дата публикации: 2020-09-14 14:52:29
Статью разместил(а):
Абрамова Наталья Николаевна

Влияние физических упражнений на здоровье младших школьников

Автор: Абрамова Наталья Николаевна

МБОУ “СОШ № 5”, г. Зима, Иркутская область

 

Аннотация: Большое количество подростков ведут малоподвижный образ жизни, поэтому у них уменьшается объем и сила мышц, появляется ожирение. Они становятся раздражительными, малообщительными, вялыми, равнодушными ко всему. Если меньше сидеть, а больше двигаться, ходить в спортивные секции и бассейн, больше играть в подвижные и спортивные игры, выполнять физические упражнения, всё это  окажет положительное влияние на рост и развитие подростка, приведет к снижению заболеваемости. Правильное распределение нагрузки помогает, им быть подтянутым, держать свое тело в форме, а также способствует жизнерадостному восприятию окружающего мира и устойчивости к стрессам. Подростки, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей, уверенностью в собственных силах.

Ключевые слова: физические упражнения, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Занятия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности школьников, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Обучение в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают  на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Дети, дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

Большие умственные и статистические нагрузки в школе, отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

Как же сохранить своё здоровье и добиться высокой работоспособности?

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.

Постоянное применение подвижных игр и физических упражнений способствует освоению учащимися так называемой «школы движений», включающих весь комплекс жизненно важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества. Одновременно развивается способность обучающихся оценивать ситуацию и быстро принимать решения, находить способы поведения и взаимодействия с другими детьми во время учебной и игровой деятельности, что положительно сказывается на формировании оперативного мышления и умственной деятельности вообще. Школьники младших классов уже хорошо владеют всеми естественными движениями, но мускулатура в возрасте от 7-9 лет ещё плохо развита, дети быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго дозированы и по возможности иметь игровую форму. 

Двигательная активность.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу сидя за партой.

Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего  развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.

Регулярное проведение утренней гимнастики повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и внимания к заданиям учителя, способствует лучшему восприятию проходимого материала и продуктивности учебной работы.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается жизненная ёмкость лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

У ребят, которые регулярно выполняли предложенные комплексы упражнений, наблюдалась высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, чем у тех ребят, которые совсем не занимались физическими упражнениями.

При правильном распределении физических упражнений происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Также после занятий физическими упражнениями все дети отмечают улучшение настроения. Для того, чтобы человек не болел, чтобы организм хорошо усваивал энергию из окружающей среды и хорошо включался биосинтез клеток, надо много двигаться. По гипотезе профессора Андриевского, в организме кровь образуется лишь во время напряженного физического усилия. Именно в движении, в беге, интенсивной работе на свежем воздухе идут мощные окислительно-восстановительные реакции, образуется сильная, молодая кровь высокого качества. Физические упражнения имеют огромное значение. Они не только способствуют снижению заболеваемости детей, но и влияют на жизнерадостное восприятие окружающего мира.

 

. . . . .