Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
Автор: Притчина Татьяна Владимировна
МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова», г. Новосибирск
Статья посвящена анализу возможностей эстетического воспитания в процессе обучения различным предметам, объединение эстетической науки с различными областями знаний. В ней рассматривается возможности использования народного творчества как средства эстетического воспитания младших школьников.
Проблемой становления эстетики как науки, а в последствии и проблемами эстетического воспитания, занимались ученые, начиная с древних времен, и несмотря на это, на протяжении многих столетий данные вопросы остаются актуальными, они все еще захватывают умы человечества. При написании данной статьи, мы не стремились к «изобретению колеса», но и не переформулировали основные труды известных педагогов; мы стремились выявить возможности эстетического воспитания в процессе обучения различным учебным предметам, объединения эстетической науки с различными областями знаний. При этом мы поддерживаем мнение о том, что в наш техногенный век, когда большинство взрослых, не говоря о детях, забывают свои исторические корни, включение средств народного творчества в эстетический компонент является просто необходимым. При этом эстетический компонент может быть представлен не только в изучении предметов художественно-эстетического цикла, но и в изучении тех предметов, которые долгое время считались «негуманитарными», например, математики, физики и др.
Рассмотрев множество определений понятия «эстетическое воспитание» (в трудах Д.Б. Лихачева, А.В. Луначарского, К. Маркса, В.Н. Шацкой и др.), можно выделить основные положения, раскрывающие его сущность: это процесс целенаправленного воздействия на формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, задачами которого является формирование эстетических вкусов и идеалов личности и развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Эстетика как наука, а вместе с ней и эстетическое воспитание, сегодня перешагнули границы искусства. Но оно (искусство), в том числе и народное творчество, было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание – основным средством формирования эстетического отношения к миру. Искусство – форма общественного сознания, с помощью которой люди отражают объективную реальность. Своеобразие, специфика, сущность искусства состоит в том, что оно есть концентрированное выражение человеком своего эстетического и идеально-нравственного отношения к действительности в разных жанрах художественного творчества, в художественных образах-обобщениях.
Уже не оспорим тот факт, что основу эстетического развития человека закладывает школа. Перед школой стоит одна из самых важных и трудных задач – формирование гармонически развитой личности. В выполнении этой задачи большая роль принадлежит эстетическому воспитанию, которое способствует формированию в человеке чувства прекрасного. «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» [2, С. 145].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества, где без эстетического отношения это мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» [2, С. 29].
Основное внимание нужно сосредоточить на эстетическом воспитании младших школьников с включением народного творчества, т.к. основы воспитания закладывает начальная школа, формируя мировоззрение, нравственный и эстетический мир ребенка. Кроме того, младший школьник ближе к семье, больше подвержен ее влиянию и через нее - воздействию народного искусства, и сам учебный материал позволяет использовать его в учебном процессе. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней, поскольку народное творчество близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа).
Проанализировав педагогический опыт учителей, а также программы и учебники для начальной школы, можно сделать вывод о том, что эстетический компонент, хотя и заложен во многие программы, но не активизируется в полной мере. Вопросы эстетического воспитания в литературе представлены довольно широко, но практически отсутствуют программы (либо они узко специализированны), в реализации которых использовалось такое средство, как народное творчество. Эстетическое воспитание, на наш взгляд, должно пронизывать всю жизнь ребенка, а не ограничиваться только специализированными занятиями.
Эстетический облик народа, его культуру в какой-то мере определяет народное творчество, оно служит средством объединения людей вокруг многих великих «вековых образцов» произведений прикладного искусства и ремесла, которые давно вышли за национальные рамки, став ценными для всего человечества.
Над данной проблемой мы работали несколько лет: на первом этапе исследования в 2001 г. мы анализировали философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу; затем в 2002 г. проводили анализ организации и содержания эстетического воспитания в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, где и определи контрольный и экспериментальные классы. Учащиеся этой школы довольно хорошо владеют такими понятиями как «красота», «эстетика», «творчество», но они и связанные с ними действия специализированы только на предметы художественно-эстетического цикла, и не переносятся ни на повседневную жизнь, ни на другие учебные предметы. Затем в этих классах проводили диагностические задания (они были использованы для первоначальной и итоговой диагностики). Учащимся этих классов была предложена разработанная нами система вопросов, с помощью которой выявлялся уровень знаний о народном творчестве и об искусстве в целом. Для диагностического исследования уровня интеллектуально-эстетического развития детей по методике Т.С. Комаровой [1] методом случайного выбора были определены по пять учащихся из экспериментального и контрольного классов.
Данный вид диагностических заданий был построен на восприятии, анализе, сравнении и оценке двух изделий дымковских и филимоновских мастеров, а затем создание детьми или узора по мотивам росписи этих народных игрушек на силуэте, вырезанной из бумаги, или создание своей игрушки.
После этого проводилось интервьюирование учащихся экспериментального и контрольного классов (использовался метод «незаконченного тезиса» Щурковой Н.Е. [5]) с целью выявления математической стороны данного исследования, оценки знаний о взаимосвязи математики и эстетики.
В ходе экспериментальной работы нами были разработаны три блока критериев оценки эстетического воспитания: «оценочно-эмоциональный», «познавательный», «деятельностный, или творческий»; по каждому критерию были разработаны показатели, для определения уровня эстетической воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий.
Следующим этапом в 2003-2004 гг. был формирующий эксперимент, в ходе которого нами была разработана система занятий, где мы старались затронуть все аспекты данной проблемы, и центральным принципом стал принцип «интегративности» – эстетический материал рассматривался во взаимосвязи с другими областями знаний, науками (в частности с математикой), и в связи с возрастными особенностями младших школьников широко использовалось народное творчество.
В процессе разработки этих занятий мы старались опираться, помимо интеграции, на следующие принципы: «историзма» (рассмотрение учебного материала в исторической последовательности), «проблемности» (поиск ответов на проблемные вопросы), «оценочности эмоционального состояния».
Вся работа велась в группах по пять-шесть человек, которые были сформированы по методике Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» [4]. Целью применяемого теста было выявление индивидуально-типологических различий учащегося и отнесение его к тому или иному типу (роли). Распределение в группах ролей позволило ускорить работу над учебным материалом. Каждое задание предполагало взаимодействие ролей «руководителя», «ученого», «художника» и др., что позволяло активно включать всех учащихся в учебную деятельность. На разных этапах занятий учителю отводились различные позиции: «автора», «интерпретатора», «организатора», «координатора» (по методике И. Реморенко [3]).
Сначала были проведены вводные беседы, направленные на достижение целей развивающего, воспитательного и обучающего аспектов, специфичных для 3 года обучения (1-4) в общеобразовательной школе.
1. История красоты (беседа с постановкой проблемной ситуации). Основные положения занятия: выявление знаний детей о красоте, постановка проблемных вопросов: «Всегда ли существовало такое понятие как «Красота»?», «Во все времена красота одинаковая?»; сообщение исторических данных; постановка проблемного вопроса: «Бывает ли красота некрасивой?».
2. Окружающая нас красота (беседа, сопровождающаяся фоновой музыкой: тихая классическая музыка, звуки природы). Основные положения занятия: составление списка предметов, явлений, которые дети считают красивыми, постановка проблемных вопросов: «Можем ли мы найти в нашем мире что-нибудь некрасивое?», «Может ли человек создать некрасивое? Все ли творения и действия человека прекрасны?», «Одинаково ли все люди относятся к предметам окружающих их (к предметам искусства)?», подготовить список предметов, явлений, поступков, которые родственники считают красивыми.
3. Народное творчество как одна из доступных форм красоты (беседа-экскурсия в прошлое). Основные положения занятия: рассмотрение ситуаций: отношение славян к окружающему миру, что они считали красивым, что (зачем) использовали в символике, как обучали маленьких детей, зачем украшали бытовые предметы, почему их творчество понятно; обобщение данных полученных на предметах художественно-эстетического цикла, работа с символическими образами.
На втором этапе этого эксперимента проводились занятия, целью которых было выявление законов красоты детьми, создание своих образов, соединение математического и эстетического компонента в единую систему. Работа проводилась в сформированных группах. Были подобранны задания, соответствующие теме, критериями отбора служили: образовательная сторона заданий, внешняя сторона заданий (для чего это человечеству, миру), внутренний смысл (для чего это мне нужно).
1. Законы красоты. Создание образа. Ключевые моменты занятия: закрепление знаний детей о красоте; знакомство с понятием «художественный образ», построение образа (доказательство существование законов); рассмотрение взаимосвязи математики и образов (или «география без карты») и синтеза живописи и математики на примере народной символики.
2. Внутреннее содержание образа. Ключевые моменты занятия: формула и образ - взаимосвязь понятий; внутреннее «наполнение» геометрических фигур для народного искусства; азбука Морзе и математический язык (значение знака), «Что красиво в задаче – текст или решение?», внутренняя и внешняя красота.
3. Логичность как основа образа. Ключевые моменты занятия: рассмотрение понятий «равенство», «уравнения», «математические выражения», «Что значит решить задачу/уравнение красиво?», рассмотрение орнамента и математического узора, выявление законов построения; устное народное творчество и математика, сочинение сказки или стиха математического содержания, сочинение текста задачи.
4. Простота как смысл красоты. Ключевые моменты занятия: «Почему нот всего семь? Почему три основных цвета?»; точка, звук, знак – начало образа, рассмотрение разных направлений в живописи (в том числе и народное творчество и его направления), «Стремится ли красота быть проще?».
5. Оригинальность как фактор создания нового. Ключевые моменты занятия: рассмотрение понятия «оригинальность», значение для искусства; отличие народной символики, «Почему совершаются открытия?», закрепление пройденного материала.
После этих занятий мы провели итоговую диагностику, по результатам которой можно утверждать, что эксперимент является успешным, у детей экспериментального класса повысился познавательный интерес к искусству и народному творчеству, они стали более активны в творческой деятельности, наблюдается заметный рост теоретических знаний. Отмечается изменения количественных показателей во всех трех блоках критериев у учащихся экспериментального класса, после внедрения экспериментальной методики.
Проведенное исследование не претендует на всестороннее рассмотрение данной проблемы, оно охватывает всего лишь одну из граней эстетического воспитания. Накопленный теоретический и эмпирический материал требует дальнейшего изучения.
Библиография:
1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Педагогическое общество России, 1995.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме Эстетического воспитания. - М.: Просвещение. 1987.
3. Реморенко И.М. Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве. Автореферат Красноярск 2001
4. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
5. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М.,1994.