Формирование навыка правописания безударных гласных в окончаниях имен существительных
Формирование навыка правописания безударных гласных в окончаниях имен существительных
Автор: Дурыманова Наталья Анатольевна
МОБУ "СОШ №, 9", Новокубанский район
Аннотация: В статье рассматривается один из эффективных путей повышения грамотности и раскрывается механизм моделирования опорных схем орфограмм русского языка для детей начальных классов. На примере одной из орфограмм показаны основные принципы построения алгоритмов решения орфографических задач на уроках русского языка в начальной школе.
Правописание букв безударных гласных, в окончаниях существительных, является одной из самых сложных тем школьной программы по русскому языку.
Казалось бы, это одно из самых простых орфографических правил! Ведь что может быть проще: определил по опознавательному признаку (безударный гласный на конце слова) - и… пиши без ошибки. Однако ошибки на правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных - самые распространённые ошибки в письменных работах, как младших школьников, так и выпускников.
Оправданий такому положению можно найти немало: это и снижение интереса к чтению, но ошибки в написании безударных гласных в окончаниях существительных присутствуют и в работах начитанных учеников, которые переживают за уровень своей грамотности и знают любое правило, и бедность словаря учащихся, и безразличие к качеству собственной устной и письменной речи, и незнание элементарных правил, и снижение речевой культуры общества …
Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся - в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.
Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования автоматизма при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в навык, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.
Алгоритм - это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.
Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания безударных гласных в окончаниях имен существительных?
Как утверждает Д.Н. Богоявленский, «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака».
Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.
Возьмём безударный гласный в окончаниях имен существительных- опознавательный признак орфограммы.
М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить её вид.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку. Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями и умениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме. При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам, алгоритмам. Мои алгоритмы ...
Три склонения имен существительных.
1) … (вопрос,ответ).
2) … - существительное.
3) Его начальная форма - …
4) Она
С окончанием –а (-я)
|
С окончпнием –о (-е) |
С нулевым окончанием |
Женского рода, Мужского рода, Среднего рода.
5) Существительное: 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.
6) Оно
а) … - имя существительное с безударным окончанием.
б) Начальная форма - …
1-го склонения |
2-го склонения |
3-го склонения |
в) Оно (вопрос, ответ)
При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению. Пока не будут выработаны все необходимые умения, страх перед написанием останется, а он, как известно, «блокирует» выполнение «операций» алгоритма.
Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Как этого добиться?
Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Но использование ряда традиционных приёмов в сочетании с новыми подходами в обучении позволяет добиваться повышения грамотности учащихся, сокращения количества ошибок на правописание безударных гласных корня.
Один из таких приёмов – группировка способов проверки орфограммы, и кропотливая систематическая работа, постоянный тренинг по предупреждению ошибок, расширению активного словаря.
Я считаю, если ученик чётко знает конкретные способы проверки орфограммы – проще выйти из затруднений. Поэтому я подбираю задания, используя конкретный материал урока, провожу устную работу или письменную, диктант с карточками, или выборочный диктант, комментированное письмо, работу с деформированным текстом. Часто использую материал из «Банка открытых заданий НИКО».
Многие дети не очень охотно выполняют задание учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Чтобы предотвратить это, я использую на уроке рифмовки, стихотворные упражнения по орфографии. Приведу пример таких упражнений.
Помни всегда и даже во сне:
В П.п. и Д.п. 1 скл. пишется – Е, А в Р.п-И.
Окончание -Е пиши срочно, Во 2 скл. в предложном.
Я знаю и помню, Что в 3-ем склонении Писать нужно – И
Без страха и сомнения.
По собственному опыту могу сказать, что использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника и другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.
В процессе таких упражнений формируется у учащихся умение не только «видеть», но и «слышать» орфограмму.
Я считаю, что научить ребенка грамотно писать – значит научить думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, научить слышать и видеть орфограммы и знать, как найти способ её проверки.
Список литературы:
1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.
2. Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
4. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах», Издательство: АСТ. 2001г.
5. Новикова Т.Л. Доклад «Основные педагогические цели использования информационных технологий» с Межрегиональной научно-практической конференции "Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы".
6. Гадустова Е.В. «Использование информационных технологий при изучении орфографии» / Начальная школа.2009 №9.
7. Бадмаев Б.Ц., Хознев Б.И. Методика ускоренного обучения русскому языку./ Пособие для учителя.- М: Владос, 2001г.