Влияние внеклассной работы на развитие младшего школьника

Дата публикации: 2020-10-21 12:00:14
Статью разместил(а):
Вильгельм Карина Игоревна

Влияние внеклассной работы на развитие младшего школьника

Автор: Вильгельм Карина Игоревна

ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город», п. Придорожный, Самарская область

 

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству, к решению практически значимых задач. Начальная школа – самый благодатный и важный этап на пути становления такого человека. Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфофизических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) не могут повлиять на повышение грамотности или сообразительности ученика.

Но бесспорно, преимущество внеурочной деятельности любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье обучающихся заметно на работоспособности ребят: меньше скучающих лиц, больше заинтересованных глаз и добродушного взгляда.

Существуют в связи с этим  основания для построения внеклассного мероприятия здоровьесберегающей направленности:

1. Гуманистическая основа (философия: выстраивание человеческих отношений).

2. Психобиогенная основа (принцип природосообразности).

3. Социогенная основа (опора на базовые личностные качества).

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности.

В своей статье хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях, используемых во внеурочной деятельности в нашей школе. Под здоровьесберегающими технологиями я понимаю мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.  

В ГБОУ СОШ «ОЦ» «Южный город» здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Все действия педагогов предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю). Становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. 

Обычно дополнительные занятия проходят после уроков. В школе проводится целый ряд активностей: концерты, репетиции, обсуждения, лекции. В них участвуют как дети, так и родители. Здоровье ребенка — ценность номер один. Учителя физкультуры помогают формировать привычки здорового образа жизни. Вместе мы проводим спортивные мероприятия, учим правильно питаться и быть в форме, закладываем культуру здоровья.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих не только интеллектуальных, но и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся и педагога – это главная задача  образовательного учреждения. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие, и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

 

Литература:

1. Акимова Н.Б. Пути и способы рационального использования учебного времени в 1-4 классах// Практика №3, 2004, с.35.

2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1987.

3. Барканов С.В. Отдых и оздоровление детей и подростков: сборник федеральных и региональных нормативных документов и комментариев, М., 2004 г. с. 177.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребёнку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. – М., Новая школа, 1994.

5. Белоусова И.А., Максимцева Т.А. Организация питания в школе, изд. Учитель, Волгоград, 2008, с. 315.

6. Васильева В.А. Здоровый образ жизни. // Классный руководитель №7, 2009, Москва.

7. Давыдова А.В. Классные часы 9, 11 классы, Москва, ВАКО, 2009, с.239.

8. Дереклеева Н.И. Ученик и его здоровье. Справочник завуча, М. 2006 г.

9. Дудкина Л.П. Состояние здоровья и самочувствия ребенка. // Классный руководитель №7, 2009, М. с. 93.

10. Егоров Б,Б. Материалы для организации медицинских процедур в образовательном учреждении // Практика №3, 2004, с.31.