Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Дата публикации: 2020-11-20 12:38:36
Статью разместил(а):
Гребенюк Светлана Сергеевна

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Автор: Гребенюк Светлана Сергеевна

МБОУ "СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова", г.о.Краснознаменск

 

Аннотация: В этой статье речь идёт о  применении проектной деятельности в работе классного руководителя. Представлен опыт проектов, реализованных учащимися начальных классов совместно с родителями и педагогами школы.

Ключевые слова: проектная деятельность, продуктивное обучение, технология деятельностного метода, классный руководитель.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Эпиграфом к своей статье я взяла слова М. Монтессори: «Помоги ребенку все сделать самому, ничего не делая за него. Направь в нужное русло, а остальное он сделает сам».

Как мне кажется, эти слова должны стать девизом для учителя новой формации. Мы с вами живем в мире, в котором  ежедневно внедряются новые технологии, с огромной скоростью обновляется информация, увеличивается объем знаний.

Сегодня общество уже не устраивает учитель, выступающий в роли транслятора информации, роль учителя в школе существенно меняется. Школе необходим учитель, мыслящий неординарно, умеющий находить выход из трудной ситуации, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника не только знающего, а умеющего творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять знания, способного принимать нестандартные решения.

Чтобы осуществить этот принцип развития, требуются новые методы в деятельности учителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Что же это за метод?

В настоящее время в российском образовании существует ряд технологий продуктивного обучения. Это и проблемное обучение, и технология деятельностного метода, и информационные технологии и, несомненно, проектная деятельность, основанная на методе проектов.

Сегодня я хочу остановиться именно на проектном методе в работе классного руководителя, именно этот метод на мой взгляд помогает решить многие вопросы современного образования. Ведь сущность проектного метода - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки  перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. Что же такое проект? 

Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел. (С.И. Ожегов)

Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.

Что такое проект для учителя? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Проект помогает учителю не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. 

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность  школьников способствует развитию общеучебных навыков.

Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Всем известны особенности проектного метода, коротко опишу основные моменты.

Проект – это “пять П”: 

Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Проектирование. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Поиск информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Продукт. Результатом работы над проектом является продукт.

Презентация. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Работая на протяжении многих лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что использование проектного метода в воспитательной работе дает великолепные плоды, а что самое важное помогает вовлечь в данную деятельность всех участников образовательного процесса (учителя, дети, родители).

Представлю несколько наших проектов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования диктует нам основные задачи современной школы – это развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с этим мы должны выпустить ученика, обладающего рядом определенных качеств. Одно из таких качеств – это доброжелательный, умеющий слышать и слушать партнера, умеющий высказывать свое мнение.

Что как не театр сможет научить ребёнка слушать и слышать. Поэтому мы решили приступить к творческому проекту «Театрленд». 

Цель: повышение интереса к театральному искусству посредством организации театра кукол.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей возникновения театра кукол. 
  2. Изучить виды  кукол. 
  3. Ознакомиться с технологией изготовления кукол. 
  4. Создать куклу, декорации и ширму. 
  5. Представить свой творческий продукт. 

Для достижения своей цели мы использовали следующие методы в работе над проектом.

1. Метод исторического анализа.

2. Метод научного наблюдения.

3. Метод творческого проектирования.

4. Практический метод. 

Результатами нашей работы стали замечательные куклы, а также спектакль, который мы показали ученикам начальной школы и ребятам из детских садов города.

Вывод: Участие в организации кукольного спектакля не только повысило у детей интерес к театральному искусству, но и способствовало речевому, познавательному, эстетическому и духовному развитию, сплотило наш коллектив.

Экологический проект «Ёлочка, живи!».

Каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем  картину, как около домов валяются елочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? Данная ситуация и подвигла нас на этот проект.

Цель: Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников.

Началом проекта в классе послужило полученное письмо от Деда мороза, в котором он просит помочь ему сохранить елки в канун праздничных дней.

Проблемный вопрос: Могут ли дети помочь лесным красавицам?

Мы предположили, что если ребята напомнят всем жителям  города своими  призывами, что ёлки рубить нельзя, то помогут сохранить небольшое количество лесных красавиц.

Участники проекта: учащиеся начальной школы, родители и учителя.

В процессе работы над проектом мы:

- провели агитационную работу;

- доказали, что искусственные ёлочки ничуть не хуже живых и организовали выставку «Такие разные ёлочки»;

- приняли участие в экологической акции «Зелёная ёлочка – колкая иголочка»;

- подготовили и показали ребятам экологическую сказку «Берегите ёлочку»;

- многие родители, по просьбе детей, приобрели домой искусственные ёлки.

Следующим стал социальный проект «Отпусти книгу!  Или БУККРОССИНГ».

В середине 20 века рoссияне считались самой читающей в мире нацией, но те времена остались позади. Сегодня свой досуг люди чаще всего тратят на общение в популярных социальных сетях, а деловое чтение вытесняет чтение «для души». В связи с этим возникают следующие проблемы:

- снижение интереса к чтению;

- понижение грамотности у учащихся;

- отсутствие в городе «Безопасных полок».

Именно поэтому наши учителя начальных классов, родители и ученики объединились в группу единомышленников по созданию социального проекта «Отпусти книгу или буккроссинг».  

Цель данного проекта: популяризация чтения в условиях изменения статуса чтения, его роли и отношения к нему.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

- познакомиться с историей создания международного движения буккроссеров;

- изучить особенности буккроссинга в России;

- создать в городе уникальную интерактивную среду, обеспечивающую доступность и внимание к книге;

Актуальность нашей работы объясняется необходимостью повысить популярность чтения среди населения нашего города, посредством привлечения жителей города к участию в международном движении буккроссеров.

Новизна нашей работы заключается в том, что мы первыми в городе включились в данное движение и пытаемся привлечь к ней большую часть населения.

Вы спросите: Что же такое - буккроссинг? Буккроссинг - это общественное движение, это процесс «освобождения» книг. Девиз движения – «отпусти книгу на свободу». Буккроссинг основан на принципе «прочитал — отдай другому». Его идея — освободить книги от бесполезного простаивания на полках и превратить весь мир в "огромную библиотеку".

В ходе внедрения  данного проекта было проведено много мероприятия. Самое главное - нам удалось запустить в работу уже 10 «Безопасных полок», более 400 книг уже «отпущено», мы смогли увлечь этим движением большое количество учащихся не только начальной школы, но и учащихся старших классов, их родителей. Наше движение имеет свое продолжение. 

Не остались в стороне и социальные объекты нашего города (детские сады, дом творчества, молодежный центр, городская библиотека), которые не только согласились разместить у себя наши «Безопасные полки», но и сами стали активными участниками нашего проекта. Нашу идею поддержал и депутат Рожнов, установив в городском парке уличную библиотеку.

Сегодня мы предлагаем и вам стать участниками нашего движения. ВСТУПАЙТЕ В НАШЕ ДВИЖЕНИЕ! Освобождайте свои книги от стояния на полках! Помните! Прочёл книгу – отдай другому!

Социальный проект «Доброта.ru»

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Социальный проект «Доброта.ru» способствует формированию  инициативы добра и  ответственности подростков и молодежи.

Главное - его направление –  это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе. Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

Цель проекта: Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам ВОВ и ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям- сиротам, а также братьям нашим меньшим. 

Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается.

Девиз проекта: «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».

Направления деятельности:

- «Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского сада,  одиноких стариков, ветеранов ВОВ и работников тыла, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.

- «Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, бездомным животным), организация шефской работы над детским садом.

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы: 

- научились быть внимательными к ближним, быть добрыми, вежливыми, быть ответственными, научились сотрудничать. 

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее. 

Дарите добро и наш мир станет светлее!

 

. . . . .