Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе

Дата публикации: 2020-12-01 19:17:37
Статью разместил(а):
Гуренкова Марина Геннадьевна

Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе

Автор: Гуренкова Марина Геннадьевна

МБОУ "СОШ № 1", г. Собинка

 

Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. По исследованиям российских учёных школьники лучше выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, находятся на среднем уровне и уровне ниже среднего.

Ученики российских школ показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с проведением исследования. Поэтому ФГОС выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость

Цель: применение технологии системно- деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе. 

Задачи: изучить технологию системно-деятельностного подхода в обучении, обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологии деятельностного подхода  

Гипотеза. Целенаправленное и планомерное применение в практической деятельности системно-деятельностного подхода значительно повышает уровень качества обученности младшего школьника, стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  

Деятельностный подход – основа концепции развивающего образования в любом варианте, так как основан на связь психики человека и его деятельностью.

Что же такое системно-деятельностный подход  обучении?

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает  знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно-деятельностным. 

Основные положения технологии деятельностного метода обучения:

- процесс обучения есть всегда обучение деятельности;

- обучение деятельности  предполагает  совместную  учебно-познавательную деятельность группы учащихся под  руководством учителя;

- сам процесс учения должен быть творческим.

Система дидактических принципов.

Принцип деятельности. Ученик не получает готовые  знания, а приобретает их в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие»  нового знания.

Принцип творчества. Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало  в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта  творческой деятельности.

Принцип вариативности. Предполагает развитие вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический  перебор вариантов.

Принцип целостного представления о мире. Должно быть сформировано целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание  по минимальному уровню.        

Принцип психологической комфортности. Снятие по возможности  стрессообразующих  факторов  обучения, создание  на уроке атмосферы, которая расковывает детей и в которой они  чувствуют себя «как дома».

Составляющие деятельностного подхода:

1. Учебный материал представляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.

2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного
и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный 

Компоненты учебной деятельности 

Деятельностный 

Задаётся педагогом 

Цель: предполагаемый результат 

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели 

Используются внешние мотивы 

Мотивы: побудители к  деятельности 

Опора на внутренние мотивы 

Выбираются педагогом.

Средства: способы осуществления деятельности 

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные, предусмотренные учителем 

Действия: основной элемент  деятельности 

Вариативные, возможность индивидуального выбора 

Уровень усвоения знаний 

Результат: конечный продукт 

Позитивные внутренние личностные изменения 

Сравнение результативности с эталонами 

Оценка: критерий достижения целей 

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений 

Характерной чертой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Виды деятельности:

- игровая 

- исследовательская 

- проектная 

- рефлексивная 

- контрольно-оценочная 

- творческая

- практическая

Формы деятельности:

- групповая 

- парная 

- индивидуальная 

- фронтальная

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:

- уроки «открытия» нового знания

- уроки рефлексии

- уроки общеметодологической направленности

- уроки развивающего контроля.

Остановимся подробнее на структуре уроков «открытия» нового знания.

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе 

1.    Мотивация к учебной деятельности.

2.    Актуализация и пробное учебное действие.

3.    Выявление места и причины затруднения.

4.    Построение проекта выхода из затруднения.

5.    Реализация построенного проекта.

6.    Первичное закрепление учебного действия.

7.    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.    Включение в систему знаний и повторение.

9.    Рефлексия учебной деятельности. 

Критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Позиция учителя:

- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.

- Веди ученика от собственного опыта к общественному.

- Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

- Учи анализировать каждый этап работы.

- Критикуя, стимулируй ученика.

 

Литература:

1. Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.

2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Ковалева Г. С.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г.

 

. . . . .