Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Дифференцированное обучение в начальной школе

Дата публикации: 2020-12-30 12:12:18
Статью разместил(а):
Павлова Екатерина Сергеевна

Дифференцированное обучение в начальной школе

Автор: Павлова Екатерина Сергеевна

МОУ "Раменская СОШ № 9"

 

Аннотация: В данной статье автор пишет о необходимости индивидуального и дифференцированного подхода в обучении младших школьников, а также знакомит с основными направлениями и принципами такого подхода.

Ключевые слова: дифференцированный подход, начальная школа, проблемное обучение.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

В современном мире очень важной частью педагогического процесса становится взаимодействие учителя и ученика. Огромная роль принадлежит духовному воспитанию ребёнка, становлению его нравственной позиции. В содержание образования добавляются новые процессуальные умения, развитие способностей оперирования информацией, творческое решение проблем. Становится более значимой я роль науки для создания педагогических технологий, подходящих под уровень требований общества.

В психолого-педагогическом понимании основные направления улучшения качества образовательных технологий можно обозначить переходом. Переходом от учения именно как запоминанию к обучению именно уже как к процессу развития интеллекта, позволяющего использовать усвоенные знания и навыки. От ассоциации и статике – к динамике усвоенных знаний и действий. От внешней мотивации учения – к внутреннему волевому самоконтролю. От ориентации на ребёнка со средними способностями к дифференцированным и индивидуальным программам обучения.

В связи с вышеизложенным усовершенствование системы образования будет требовать включения в практику общеобразовательных учреждений системы мер, которые направлены на своевременное обеспечение каждому ученику требуемых условий для его развития, получения образования, формирования его целостной личности. Преимущественно педагогическое и социальное значение приобретает внедрение в общеобразовательный процесс различных видов дифференцированного обучения.

Основная цель дифференцированного обучения - создание наиболее удобных и подходящих каждому конкретному ученику условий для его эффективного развития и обучения, с помощью которых он сможет добиться такого высокого уровня усвоения материала, который соответствует его познавательным способностям и возможностям (но не ниже минимальных), а также развить и улучшить данные способности и возможности. Цель такого обучения направлена на уровень возможностей и способностей  ребёнка. А также на облегчение обучения у различных групп детей. Педагогические и психологические основы дифференцированного обучения учитывают в первую очередь возрастные и индивидуальные особенности детей. Помимо их интересов, потребностей и способностей, важно учитывать особенности  психических процессов - мотивации, внимания,  восприятия, памяти, а также особенности учебной деятельности и другие.

Также нужно выделить принципы дифференцированного обучения. К таким принципам относятся следующие принципы. Принцип деятельностного  подхода, что означает, в первую очередь, понимание того, что обучение является совместной деятельностью педагога и ребенка, основанной на началах сотрудничества. Также принцип, учитываюший индивидуальность ребенка, когда его принимают именно таким, какой он есть, и этот принцип является противоположным такому ложному и безуспешному желанию переделать, перевоспитать, сделать «таким, как все». Этот принцип является психологической основой дифференцированного обучения. Следующий принцип –принцип  системного подхода к решению практических и теоретических вопросов различных направлениях дифференцированного обучения. Он  предполагает обязательную необходимость одновременно решать взаимосвязанные  вопросы  социально-правового, материального, медицинского и педагогического  обеспечения и сопровождения дифференцированного обучения.

В практике и теории образования и воспитания  к дифференцированному обучению выделено несколько подходов. Наиболее традиционным считается деление учеников на подгруппы, одинаковые по своему составу. Имеется в виду объединение детей, которые имеют приблизительно одинаковый уровень развития и способностей, а также  проведение с этими подгруппами различных упражнений, игр, занятий. В таком случае дифференциацию обеспечивает само содержание материала: ученикам высокого уровня дают материал с опережением и усложнением, детям с более низкими способностями, наоборот, дается упрощенный материал, предоставляется большая повторяемость, еще больше внимания предоставляется закреплению изученного. Этот подход называется экстенсивным подходом, основанный  лишь на увеличении и/или уменьшении объема и сложности содержания, но он не основан на развитии мышления, личности и интеллекта ребёнка.

Вопрос дифференциации  при технологическом подходе основывается не в изменении содержания и объема ЗУН (знаний, умений и навыков) у учащихся, имеющих разный уровень развития, а в изменении методов, приёмов и форм работы с детьми, что создает предпосылки для творческого развития учащихся и формирования их личностных качеств.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования однородных групп, следует различать дифференциацию по следующим принципам. По возрастному составу (группы детского сада, школьные классы, разновозрастные параллели), а также  по половому признаку (группы, команды, классы). По области интересов (организация кружковой работы, гуманитарные группы, направления, отделения школы). По уровню достижений (уровню умственного развития, знаниям, умениям, навыкам). По личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, по темпераменту и др.). По уровню здоровья (группы здоровья, ослабления зрения и др.).

По организационной форме обучения также можно выделить следующее. Фронтальная форма организации детей – когда педагог одновременно работает с целым классом. Групповая форма организации  ‒ когда педагог работает с подгруппами учеников, причем эти подгруппы  сформированы в зависимости от целей урока или индивидуальных особенностей усвоение учебного материала учениками. Подгрупповая форма обучение – когда ученики объединяются  в пары, носящие сменный характер (так называемое «взаимное обучение», при котором каждый ученик независимо от своих способностей и особенностей выступает сначала учеником, потом учителем. Ну и, конечно, форма индивидуальной работы с учеником.

Также различается содержание работы с учениками. Учитель подбирает задания, которые отличаются разным уровнем сложности, но при этом сохраняют общую познавательную цель. Также учитель может подбирать различные задания, отличающиеся не только по уровню сложности, но и по уровню мотивации. Также задания могут быть подобраны из вариативных программ. По виду форме организации педагогической помощи и поддержки ученикам задания могут быть выполнены совместно с педагогом, частично совместно с педагогом; повторение частичного образца  задания; различные вспомогательные вопросы; а также следование чёткому алгоритму выполнения задания; сопутствующие выполнению задания указания, устные и письменные инструкции; различные вспомогательные упражнения и т.п.

Дифференцированный подход в обучении детей младших школьников является самым приемлемым в реализации тех целей и задач, которые стоят перед современным образовательным учреждением. Однако в то же время этот подход нуждается в его дальнейшей разработке, уточнении,  изучении и практике его оптимальности и эффективности. В абсолютно любой системе обучения так или иначе присутствует индивидуальный и дифференцированный подход, однако остается неизменной одна из задач такого подхода: создание и развитие личности ребенка, его индивидуальности, потенциальных возможностей; умения содействовать различными способами выполнению учебных программ каждым учениками, предупреждение снижения успеваемости учащихся, развитие личностных качество и познавательных интересов.

 

. . . . .