Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование экологической культуры младших школьников через опытно-экспериментальную деятельность

Дата публикации: 2021-01-12 23:37:01
Статью разместил(а):
Сергеева Татьяна Александровна

Формирование экологической культуры младших школьников через опытно-экспериментальную деятельность

Автор: Сергеева Татьяна Александровна

МБОУ "СОШ № 4 г. Шатуры", Московская область

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формировании экологической культуры младших школьников, о чем прописано в требованиях Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Формы и методы организации экологического воспитания также должны отвечать требованиям Стандарта, а также возрастным требованиям к воспитательной работе с учениками начальной школы. С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического образования младших школьников. .

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, опытно-экспериментальная деятельность.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практические действия, согласующиеся с требованиями бережного отношения к природе.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный социально-педагогический процесс. Осуществляя экологическое воспитание, нужно учить детей понимать себя, и всё, что происходит вокруг. Часто из-за отсутствия знаний, они не могут выбрать правильную линию поведения. Учитель обязан дать им эти знания, применяя для этого все возможные методы.

Экологическая культура ребенка - это не только природоохранные знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир. В его основе и лежит отношение подростков к миру природы. 

Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, уступают последним и остаются на заднем плане. При этом ответственность за природу становится не равной любви к ней. 

Можно отметить что, экологическая культура - это составная часть развития общемировой культуры, это стиль мышления, обновленное мировоззрение, осознание себя звеном в сложной цепи экологических событий. В этом мнении и подразумевается отношение человека к природе как ценности. 

Под понятием экологической культуры можно рассматривать подготовленность ребенка к применению экологических ЗУН в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры дети могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. 

Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий.

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у детей умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. 

Возможность формирования экологической культуры и сознания возможно только благодаря длительному и постепенному познанию окружающей среды, ведущим и важнейшим звеном которого выступает общеобразовательное учебное заведение.

Экологическая культура младших школьников представляет собой совокупность экологических знаний, умений, ценностных ориентаций, эстетических отношений, достигших определенного уровня, обеспечивающего формирование нравственных принципов природопользования. Экологическое образование не является специальной дисциплиной в рамках образовательных предметов.  Это непрерывная практика социального познания и передачи знаний, которые осуществляются во всех сферах жизни.

Экологическое образование - это ключ и социальный механизм регуляции формирования экологической культуры как индикатора устойчивости в развитии отношений между обществом и природой.

Обучение экологическому образованию стимулирует критическое мышление, особенно если оно происходит за стенами учреждения и охватывает общественные и гуманитарные науки. Ведущим принципом такого обучения, становится принцип целостности и комплексности. Он состоит в том, что окружающую среду, надо рассматривать в единстве природы, культуры, техники. 

Экологическое образование можно рассматривать как мульти дисциплинарный подход к учению, который развивает знания, поведение, ценности, умения. Это позволит индивидуально и сообществу в целом внести свой вклад в поддержание и улучшение качества окружающей среды, считают авторы национальной стратегии экологического образования.

В этой стратегии для учащихся выделены следующие цели экологического образования:

· развить осведомленность или чуткое отношение к окружающей среде и к тому, что с ней связано;

· знание и понимание окружающей среды и влияние на нее людей;

· поведение и ценности, которые отражают чувства озабоченности об окружающей среде;

· умения, включающие в себя идентификацию исследований и решение проблем, связанных с явлениями природы;

· чувство ответственности, которое выражается в участии как индивидуума, так и членов групп в природоохранных акциях.

· восприимчивость посредством через культуру, через ценности, следовательно, будет обеспечена осведомленность в области охраны окружающей среды посредством личного действия, опыт, который получают учащиеся, формирует поведение и ценности.

Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира.

Одним из широко используемых методов – метод опытно-экспериментальной деятельности. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает младшим школьникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности младшего школьного возраста является развитие свободной творческой личности ребенка. Организация подобной деятельности направлена на решение следующих основных педагогических задач:

· развитие творческого мышления и воображения;

· обеспечение психического здоровья и благополучия детей;

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие познавательных способностей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих блоках педагогического процесса: специально организованное обучение; совместная деятельность педагога с детьми; самостоятельная деятельность детей.

Опытно-экспериментальная деятельность на уроках в начальной школе классифицируется:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы.

2. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

3. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин).

4. По месту проведения: в групповой комнате; на участке.

5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

7. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

8. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач.

9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

10. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам.

11. По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Метод опытов и экспериментов близкий к идеальному. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Как говорил К.Е. Тимирязев: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Как показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

 

Список литературы:

1. Гимазетдинова А.X. Экологическое сознание и экологический архетип - Казань: КГТУ, 2011. – 394 с.

2. Гоглова М.Н. Опыт формирования экологической направленности школьников //Внешкольник. - 2005. - № 10.- 11 -13 с.

3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении - М.: Новая школа, 2013. – 514 с.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

5. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа. - 2014. - №10. – С. 24 - 28

6. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность – М.: Академия, 2012. – 544 с.

 

. . . . .