Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2021-05-02 21:20:23
Статью разместил(а):
Эльдарова Хацаца Чамаловна

Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Эльдарова Хацаца Чамаловна

МОУ «СОШ № 3 с.п. Исламей им.Маршенова Н.П.»

 

Что такое читательская грамотность?

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д. Ушинский. Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное”.

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Тема моего самообразования звучит так: «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы». Но развитие и совершенствование речи учащихся невозможно без сформированности их читательской грамотности, поэтому я и начинаю работу по развитию речевых компетенций ребят именно с проверки их как читателей. Да, формирование читательской деятельности школьников - это, несомненно, пререгатива учителей начальных классов. В 5 класс дети должны приходить уже сформировавшимися читателями, умеющими:

- Преобразовывать информацию;

- Извлекать из текста явную информацию;

- Формулировать выводы, анализировать и оценивать содержание, структуру и языковые особенности текста;

- Интерпретировать и обобщать информацию.

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

1. Усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером.

2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что растёт число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло.

3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)

4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников на этапе обучения в начальной школе.

Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции обучающихся является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Сегодня основная проблема, стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе.

В моей практике сложились такие способы возбуждения интереса к книге, как:

- чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем;

- привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций;

- краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение моего личного читательского впечатления от книги;

- привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения.

Как же повысить читательскую грамотность учащихся? 

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной  школы, решающей задачи реализации требований   государственного образовательного стандарта РК.

Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают насколько актуальна сегодня эта проблема

Обязательна ли читательская культура для успешного изучения учащимися точных и естественных наук, трудового обучения и физкультуры, а также и других предметов? Ответ очевиден. Разумеется, да. Неспроста ведь существует утверждение «Читательская культура – фактор формирования навыков самосовершенствования и самовоспитания».

Если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет способствовать формированию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Таких учащихся у нас совсем невысокий процент. Поэтому на сегодня ставится очень важная задача - формирование читательской компетентности учащихся.

Какими же компетенциями в литературной  сфере должен обладать учащийся?

1. Общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры.

2. Ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание ценностей, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям.

3. Читательская компетентность – способность к творческому чтению, умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев, понимание специфики языка художественного произведения.

4. Речевая компетентность – знание норм русского литературного языка, владение основными видами речевой деятельности.

5. Способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Формирование названных компетенций достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех ступеней.

Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.

Вторая - основные теоретические понятия.

Третья – основные виды деятельности по освоению  литературных произведений, научной, научно-популярной литературы.

Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения.

Первым шагом на пути к формированию читательской компетентности, конечно же, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что формирование читательской компетенции младшего школьника является приоритетной целью обучения литературному чтению.

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге  активным или умеренно пассивным.

В наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизменно возрастает. В связи с этим теоретики детского чтения  при формировании читательской компетентности выделяют четыре этапа:

- подготовительный – 1 класс;

- начальный – 2 класс;

- основной – 3 класс;

- заключительный – 4 класс.

Подготовительный этап.

В процессе исследования было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель – первоклассник свободно владеет осознанным чтением, у него развиты учебно-познавательные мотивы. На этом этапе важную роль играют мотивы,  беседы, беседы – дискуссии о прочитанном.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. Особое внимание на этом этапе уделяется развитию оперативной памяти. Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приема жужжащего чтения. На данном этапе для совершенствования читательской активности можно использовать такую форму как выставка книг, прочитанных детьми по теме урока, ведение читательских дневников.

Интересной формой привития любви к чтению можно назвать «дерево познания»: в классе вывешивается плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. А листочки этого дерева – лепестки цветка, на которых написано название книг, которые дети прочитали дома. Утром, придя в класс, дети прикрепляют на дерево свои листочки – лепестки, таким образом, показывают, что они прочитали и помогают сказочному дереву распуститься.

Третий, основной этап, - этап, непосредственно формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Хорошей основой для накопления опыта творческого восприятия художественного произведения является прием устного словесного рисования, в ходе которого дети воображают прочитанное, усматривают за словами образы и картины действия, детали изображаемого в тексте, цвет, формы.

На всех этапах хороши «читательские пятиминутки».

Заключительный этап – этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных знаний о книге и умений с ними самостоятельно действовать. Данный  этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. То есть на выходе в 5 классе учащийся должен уметь:

- вычитывать информацию;

- размышлять о прочитанном;

- давать оценку прочитанному;

- работать с разными источниками информации.

Дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть на всех других уроках, что предполагает владение учителями приемами и стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение приёмам чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разно жанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым будет соответствовать понятию целостности образовательного процесса.

Всем этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умения учиться.

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе. Здесь главное – развивать и поддерживать интерес к чтению, рационально подбирать задания по формированию практических навыков:

- чтение, понимание, запоминание текстов разных видов;

- работа с различного рода первичными документами;

- подготовка оригинальных текстов докладов, сочинений и т.д.

В 3-4 классах на уроках чтения и словесности ученики с большим интересом играют в игру «Рифма». Эта игра занимает всего 5-6 минут. Вначале детям предлагаются слова, к которым  они должны подобрать слова в рифму: карта – парта, читать – считать – писать, дружить  –  не тужить и др.

Затем дается задание  написать стишок на любую тему. Занимаясь таким видом творчества на уроках чтения, ученики ощущают себя маленькими поэтами. Эффективным является использование  метода фонограмм - «фантазия», «фантастика», «фантом». Предлагаем ученикам составлять фонограммы (Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде). Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру  сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть). Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки. Тематика может быть разной. Например: «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?, «ЧТО было бы, если бы  ручка умела подсказывать?», «Ах уж этот шестой урок», «Если бы школьная парта умела рассказывать»,  «Что бы я попросил у доброй феи» и другие.

Использование компьютерных и мультимедийных технологий сегодня значительно повышает эффективность работы по формированию читательской компетентности и обладает значительным потенциалом для продвижения книги, приобщению к чтению. Учащимся можно предложить создание литературных презентаций, как по теме урока, так и по их личным читательским интересам. Можно обмениваться мнениями о прочитанном на страничке Интернета.

Таким образом, формы работы с книгой  разнообразны и определяются они творчеством педагога, его заинтересованностью в успехах своих учеников.

Немаловажную роль в формировании читательской компетентности играет, конечно, и библиотека. Библиотекари как люди заинтересованные в том, чтобы дети читали, проводят индивидуальную и массовую работу. Это и беседы о прочитанном с учащимися начальной школы, и рекомендательные беседы с учащимися всех возрастов, это и библиотечные уроки, различные тематические выставки, литературные игротеки как традиционно оформленные, так и электронные.  

Для того, чтобы учащиеся поняли и приняли ценности чтения, нам принципиально важно, чтобы все участники образовательного процесса были едины в главном – в понимании того, что развитие и сохранение культуры чтения в современном, динамичном  и постоянно меняющемся мире является одной из важнейших задач. Возможно, именно книге и чтению суждено быть тем «сильным звеном» в культурной преемственности поколений.

Решение данных задач возможно только в том случае, если каждый ответит на вопрос: чего я хочу и что я могу сделать в поддержку чтения?

Изучив передовой педагогический опыт, авторские методики и разработав собственные методические материалы по проблеме повышения уровня читательского интереса у учащихся 1-4 классов по внеклассному чтению, я пришла к мнению о необходимости проведения работы по внеклассному чтению в тесной связи со школьным библиотекарем, родителями.

В соответствии с модернизацией образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмом самообразования, самопознания и самоактуализации личности

Задачу привлечения младших школьников к посещению школьной библиотеки призваны решить следующие мероприятия: акция «Запишись в библиотеку», конкурс «Мой класс читает», конкурс «Я – читатель» , мониторинг динамики уровня читательского интереса, экскурсии с целью знакомства с библиотекой, обзора книжного фонда.

Для того, чтобы увлечь учащихся процессом чтения книг, целесообразно проводить конкурсы сочинений по прочитанной книге: «Моя любимая книга», готовить выставки иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы: «Смотрите, что мы читали!», выставка плакатов, закладок: «Читайте хорошие книги!», конкурсная программа «Мы - читатели», постоянно действующий конкурс знатоков книг «Читал ли ты?», часы коллективного чтения, другие тематические  выставки.

Воспитанию потребности в чтении будут способствовать и фотовыставка «Мои друзья читают»; и конкурс читательских дневников, страницы которого посвящены анализу прочитанных книг из фонда школьной библиотеки «За книжными страницами» и Недели книги.

Сделать притягательным фонд школьной библиотеки помогут акция «Золотой список меценатов»; выставка книг, подаренных библиотеке с указанием дарителей; организация подписки на детские журналы и газеты.

Таким образом, для развития читательской грамотности  необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и  литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ.  В практике, на уроках литературы, рекомендовать почаще использовать философские рассуждения при написании сочинений, при выражении своей точки зрения, основанной на жизненном опыте учащихся. Использовать дополнительные индивидуальные задания с успешными учащимися по предмету. Развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения  снова станет   неоспоримой.

Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, выразительно, осмысленно и продуктивно. 

 

Использованная литература:

1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г.

2. Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г.

3. Алексеева С.Д., Читательский портфолио как способ оценки читательской компетентности учащихся, 2013г.

4. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе», Мозырь, 2006г.

 

. . . . .