Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование стратегий смыслового чтения через использование антиципации на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2021-07-13 19:25:09
Статью разместил(а):
Иванова Виктория Евгеньевна

Формирование стратегий смыслового чтения через использование антиципации на уроках литературного чтения

Автор: Иванова Виктория Евгеньевна

ГБОУ "Школа № 98", Санкт-Петербург

 

Аннотация: Использование антиципации, как средства для активной и осознанной деятельности учащихся на уроке, способствует формированию стратегий смыслового чтения в начальной школе.

Ключевые слова: антиципация, стратегии смыслового чтения, ФГОС.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся начальной школы в процессе обучения должны будут усовершенствовать технику чтения, и приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения, а также овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

На мой взгляд, среди приемов, способствующих формированию стратегий смыслового чтения в начальной школе, особое внимание надо уделить заданиям, развивающим механизм прогнозирования (антиципации): прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; восстановление в тексте пропущенных частей; составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка и др. Подобные задания способствуют целенаправленному чтению материалов учебника, заставляют осмыслить его содержание более глубоко, приучают начинать процесс осмысления еще до чтения. Таким образом, антиципация учащимися содержания и видов своей читательской деятельности существенно повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением, способствует формированию у младших школьников стратегий смыслового чтения.

Использование антиципации, как средства для активной и осознанной деятельности учащихся на уроке, было предложено в работах: Бакулиной Г.А. «Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников», Бершанской О.Н. «Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения», а также  авторами  учебников по литературному чтению образовательной  системы  «Школа 2100» Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В.

Антиципация значима для всех форм человеческой деятельности. Для педагогики антиципация — сравнительно новое понятие, которое в педагогических исследованиях рассматривается в связи с проблемами образовательного прогнозирования.

К специфическим принципам проведения урока литературного чтения с использованием антиципации для обеспечения субъектной позиции младших школьников относятся:

1. Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса. Реализация этого принципа предусматривает организацию учителем этапов урока литературного чтения таким образом, чтобы  виды предстоящих учебных действий на них с той или иной долей самостоятельности устанавливали сами школьники.

2. Принцип возрастающего объема антиципации в предвосхищении школьниками содержания и видов предстоящих учебных действий предполагает, что привлечение детей к планированию, организации и проведению урока литературного чтения осуществляется постепенно. В начале обучения с помощью специальных заданий учащиеся определяют тему, цель урока, новые слова из произведения до ознакомления с ним, сущность и виды некоторых учебных действий. По мере развития школьников их роль как субъектов процесса обучения возрастает.

3. Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования учащимися содержания и видов учебных действий заключается в том, что специально разработанные новые приемы проведения традиционных частей урока литературного чтения призваны обеспечивать одновременное комплексное развитие ученика по трем линиям: развитие учебной деятельности, интеллектуальное, речевое развитие.

Обучение детей приёму антиципации направлено на формирование умения у учащихся начальных классов вычитывать подтекст, вести своеобразный диалог с автором произведения. Формирование данного умения происходит пошагово.

Обучения приёму антиципации:

1  шаг – предварительные упражнения;

2  шаг – учим отвечать на прямые вопросы текста;

3  шаг – дети сами задают Почемучкины вопросы;

4  шаг – поиск  скрытых вопросов и ответы на них;

5  шаг – проверка себя по тексту (задача данного этапа -  находить ответ в тексте и проверять  свои  предположения);

6  шаг – учим прогнозировать, домысливать текст;

7  шаг – подключение воображения;

8  шаг – работа с текстом в режиме диалога  по опорным сигналам: В – задай вопрос   автору; О – ответь ; П– проверь себя ;З-  сделай свой  «прогноз»,предположение.

Практика показывает, что обучение приёму антиципации способствует формированию у учащихся стратегий смыслового чтения. Учащиеся овладевают навыками работы с текстом: могут определить тему и главную мысль текста, понимать информацию, представленную в неявном виде, понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. А также учащиеся могут преобразовывать информацию:

· соотносить факты с общей идеей текста;

· устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

· формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

· находить аргументы, подтверждающие вывод;

· высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

· составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Это говорит о том, что учащиеся овладевают основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов.

На этапе формулирования учащимися темы и цели урока дети с помощью специально разработанных приемов  самостоятельно, с той или иной степенью точности, определяют автора произведения, предназначенного для изучения, название произведения, а затем формулируют тему и цель урока.

Например, на уроке литературного чтения во 2 классе по ознакомлению с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок» данный этап можно провести следующим образом. Фамилию автора дети определяют самостоятельно, выделив ее из предложенного ряда по двум признакам одновременно: С. Есенин, Л. Толстой, Б. Заходер. Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Льва Толстого, так как, во-первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во-вторых, фамилия Толстой состоит из двух слогов, другие – из трех.

Название произведения Льва Николаевича Толстого учащиеся определяют, мысленно исключив повторяющиеся буквы из цепочки: ВПМДРЧЫДЖОМВКЧ («Прыжок»). Предопределение учащимися цели (образовательной) на рассматриваемом уроке происходит с помощью записанных на доске опорных фраз: 1) расширить знания о … и … … … …; 2) познакомиться с … … «…»; 3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … 

Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, школьники формулируют цель: «Расширить знания о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого; познакомиться с произведением Толстого «Прыжок»; учиться правильно, выразительно читать произведение Толстого «Прыжок», отвечать на вопросы».

Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением на уроке литературного чтения является словарная работа, которую тоже можно осуществлять на основе антиципации. Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют тоже младшие школьники, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке литературного чтения делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

Например, перед чтением басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» учитель предлагает детям составить и записать вопросы, на которые, по их мнению, можно найти ответ в тексте. После ознакомления с произведением учащимся было предложено отметить те вопросы, на которые был получен ответ. Общий перечень вопросов направил последующий анализ произведения: «Зачем мартышке очки? Что делала мартышка с очками? Почему Крылов выбрал в действующие лица именно это животное? Какой недостаток высмеивает автор в этой басне?» Использование данных приемов значительно повышает степень участия школьников в организации и проведении урока литературного чтения, активизирует речемыслительную деятельность учащихся, придает первичному ознакомлению с произведением и анализу текста целенаправленный характер.

Антиципация может использоваться при организации творческой работы, при формулировании вида и содержания домашнего задания. Например, в заключительной части урока по произведению Л.Н. Толстого «Косточка», чтобы углубить понимание идейного содержания прочитанного рассказа, первоклассникам  предлагается творческая работа, связанная с приблизительно такой же редкой ягодой на сегодня, какой была слива в северных районах России XIX века. Показав детям киви и рассказав об этой ягоде, учитель просит школьников сформулировать задание для творческой работы, учитывая жанр и содержание прочитанного произведения, а также содержание только что услышанного рассказа о киви (составить короткий поучительный рассказ).

На уроке по ознакомлению со стихотворениями А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта об осени дети самостоятельно сформулировали домашнее задание, учитывая тему урока, особенность нового литературного приема (олицетворения), с которым они познакомились на уроке и принимая во внимание то, что домашнее задание должно носить творческий характер – сочинить поэтические строки об осенней природе, используя олицетворение.

Построение урока литературного чтения с использованием антиципации повышает роль учеников в учебном процессе, усиливает образовательную и развивающую эффективность уроков литературного чтения, способствует формированию у младших школьников стратегий смыслового чтения.

 

Список литературы:

1. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - 224 с.

2. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников: Дис. . д-рапед. наук: 13.00.02.-М., 2000.-429 с.

3. Бершанская О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02.  – Киров, 2009. – 286 с.

4. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 72-79.

 

. . . . .