Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе
Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе
Автор: Пролеева Мария Михайловна
МБОУ "СОШ № 21 имени А.С.Пушкина"
Аннотация: В статье изложен опыт автора по организации работы с одарёнными детьми в рамках учебной и внеурочной деятельности в начальных классах.
Ключевые слова: одарённые дети, развитие, деятельностный подход, начальная школа.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка НЕ на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться от них.
Как же выявить ребёнка, одарённого в какой-либо области знания, среди общей массы обучающихся? И как отличить действительно одарённость от хороших способностей в обучении. Часто в процессе обучения смешиваются понятия «одарённый» ребёнок и ребёнок, имеющий отличные результаты обучения по всем предметам. Отличников определяют в разряд «одарённых» и включают их в работу повышенной сложности. Но зачастую эти обучающиеся оказываются не готовы к такому уровню работы. Они хорошо владеют материалом в рамках содержания школьных занятий, но проявить творчество, креативность и свободу мышления они не могут. Поэтому важно чётко определять рамки возможного для каждого обучающегося. Это начальный, но очень важный этап работы.
Для выявления одарённости у обучающихся разработан ряд методик, содержащий комплекс диагностических тестов на выявление разных видов одарённости.
Основываясь на собственном опыте могу сказать, что классному руководителю или учителю- предметнику достаточно трудно на практике в течение уроков провести комплексную диагностику одарённости у обучающихся класса, выполнить подробный анализ и расшифровать результаты. Поэтому основным методом выявления одарённых детей остаётся наблюдение в течение всего процесса обучения. Для этого в урочную и внеурочную деятельность по всем предметам включают соответствующие задания, которые помогают определять успешность каждого конкретного ребёнка в той или иной области знания и способность его к повышению своего уровня.
Работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Наибольшая нагрузка в работе с одарёнными детьми приходится на внеурочную (внеклассную) деятельность. В большей степени это индивидуальная работа или работа в малых группах. Хорошо, если в школе есть возможность выделения отдельных учебных часов, для подобных занятий. Но чаще всего эта работа является личной инициативой учителя.
Одаренные дети обучаются в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Поэтому важно умело сочетать работу с одарёнными детьми с материалом базового уровня, рационально распределяя и сочетая материал, и давая тем самым любому обучающемуся пробовать свои силы на более высоком уровне.
Таким образом, работа с одарёнными детьми строится по следующим направлениям:
1. Индивидуализация и дифференциация обучения. Это направление реализуется делением учебного материала на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания учебного материала.
Вариативная часть включает дополнительный материал. Это как правило задания повышенной сложности, которые ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания вариативной части могут быть использованы как дополнительный образовательный материал для внеклассных занятий, самостоятельных занятий дома, а так же на уроках в рамках индивидуальной работы.
Система разноуровневых заданий. Даёт возможность самим учащимся выбирать уровень сложности изучаемого материала и выполняемых заданий.
Контрольные работы с дополнительными заданиями. Контрольная работа имеет обязательную часть для выполнения и часть дополнительную, которая представляет задания, сформулированные в нестандартной форме, задания повышенной сложности, творческие задания по изученной теме.
Вся система заданий направлена на формирование у младших школьников умения учиться. Она, с одной стороны, предоставляет ученику пространство самостоятельного выбора заданий, соответствующих уровню его подготовленности, а с другой стороны – дает учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса.
2. Направление: максимальное разнообразие возможностей для развития личности. Направление реализуется в максимальном включении одарённых обучающихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности. Это:
- предметные олимпиады,
- внеурочные творческие и социальные мероприятия,
- проектная и исследовательская деятельность.
По опыту своей работы могу сказать, что одарённые дети имеют разнообразные интересы к участию в деятельности разных направлений, разного характера. Как правило, участвуя в различных мероприятиях, они успешны в них. Поэтому важно дать возможность им проявить себя с разных сторон.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Нельзя не сказать о проектной и исследовательской деятельности. И это должны быть не коллективные и групповые работы, а индивидуальные проекты. Конечно, этот вид работы возможно качественно реализовывать во внеурочной деятельности. С этого учебного года в нашей школе ведётся курс внеурочной деятельности «Обучение проектной деятельности» в рамках которого возможна и запланирована индивидуальная работа с одарёнными обучающимися. Дети ведут специальный дневник исследователя, который помогает им, получив консультацию педагога, работать самостоятельно дома над своей темой.
3. Наставничество. В рамках организации коллективных творческих дел, коллективной проектной деятельности открывается ещё одно направление работы с одарёнными детьми: организация наставничества.
Как правило, одарённые дети вольно или невольно в силу более высокого уровня сформированности умений и навыков, становятся лидерами в групповой работе. Это явление можно использовать в целях развития личностных, познавательных и коммуникативных УУД как у «лидеров» групп, так и у рядовых «ведомых» членов. Ребёнок-наставник получает возможность углублять свои знания, так как объясняя учебный материал своему сверстнику, он подбирает наиболее понятные и выразительные формы средства выражения, и кроме того снова повторяет весь материал сам. Ребёнок-ученик легче и быстрее воспринимает информацию, донесённую до него сверстником. Кроме того это служит хорошим мотивационным толчком для обучающихся. (Пример подражания).
Особым направлением работы с одарёнными детьми является работа с родителями. Не секрет, что уровень успешности ученика в начальной школе в большой степени зависит от систематической и целенаправленной работы родителей. Они осуществляют контроль по выполнению ребёнком домашних заданий, мотивируют на успех в учении, поддерживают творческую активность своего ребёнка. Поэтому в рамках работы с одарёнными детьми важная роль должна быть отведена просветительской работе среди родителей обучающихся. Для родительского сообщества учитель проводит лекции, обзорные беседы по возможным направлениям дополнительной работы с детьми.
Важно, чтобы работа в школе и работа, которую проводят дома родители, шла в одном русле и направлении, поддерживая мотивацию и заинтересованность ребёнка, сосредотачивая его усилия на наиболее значимых аспектах. Если подобная работа будет проводиться систематически, успех не заставит себя ждать.
Таким образом, все перечисленные направления работы в полной мере находят отражение в основополагающих принципах федеральных государственных стандартов.
Список литературы:
1. Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с. 2.
2. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одарённый ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28.