Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Дата публикации: 2021-10-16 22:01:26
Статью разместил(а):
Никитина Елена Владимировна

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Автор: Никитина Елена Владимировна

МБОУ «СОШ № 20»

 

Аннотация: Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Ключевые слова: историческое краеведение, клуб «Юные историки-краеведы», любовь в Родине.

 

От того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и  включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Эта работа раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл клуба «Юные историки-краеведы», который я веду уже не первый год.

Формы проведения  занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему селу; встречи с интересными людьми, живущими рядом;  устные журналы; уроки мужества и трудовой славы; уроки памяти; сбор краеведческого материала; выпуск стенгазет; конкурсы чтецов; литературные гостиные; выставки рисунков, фотографий; театрализованные представления. 

Программа клуба рассчитана на 4 года и разделена на семь блоков: «Я и моя школа», «Я и моя семья», «История края (села)», «Мастерская творческих идей», «Изучение особенностей культуры, быта русского народа», «Великая дата в истории русского народа», «Охрана природы – дело каждого». 

Раздел «Я и моя школа».

Работая по первому направлению, кружковцы знакомились с основными правилами поведения в школе, общественных местах, учились распознавать хорошие и плохие поступки; усваивали  первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы; овладевали навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым; обучались  дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности. Знакомились с учителями, работавшими в школе долгие годы. 

Раздел «Я и моя семья».

В рамках этого раздела: устные рассказы, выставка семейных фотографий; изготовление поздравительных открыток к празднику «День матери»; конкурс чтецов «Мамочка, любимая моя!», «Расскажу я вам о папе»; выставка рисунков «Букет для моей мамы»; написание сочинения «Мамочка любимая моя».

Обучающиеся узнали о происхождение своих имён и фамилий. Был создан  проект «И в именах есть тайна», который мы представили на муниципальном фестивале учебных проектов «Фейерверк проектов».

На праздник «День пожилого человека» изготавливаем с кружковцами поздравительные открытки бабушкам, дедушкам и пожилым людям нашего села.  

Раздел «История моего края (села)».

Занятия были посвящены  истории возникновения, названий улиц села, старейшим жителям. Обучающиеся познакомились с людьми, которые  прославили наш посёлок: старожилы, ветераны труда, передовики производства.  

В рамках блока проведены экскурсии по улицам села,  рассказ  на тему «Моя любимая улица». Посетили культурные учреждения села (клуб, библиотека).

Провели конкурс чтецов: «Что может быть милей бесценного родного края!». На занятиях знакомились  с произведениями писателей нашего края Н.Колычева, О.С. Бундура, Татьяны Березюк. Состоялась встреча с детским писателем и поэтом О.С.Бундуром; провели игру – путешествие по станциям  «Родного края облик многоликий».

Участвовали в мероприятиях муниципального уровня:  телемосте «Ими гордится наш город», телемосте «Чем  известен  наш  край стране?»,  в круглом столе  «Наш заповедный уголок», в конкурсе рисунков «Люби и знай родной свой край», в конкурсе чтецов «Заполярье – край любимый мой», в краеведческой игре – квест «Любимые уголки родного края».

Раздел «Мастерская творческих идей».

Проводили подготовку и проведение акции «Малыш».

Одной из удачных форм внеурочной деятельности работы клуба является проведение акций социального характера, которые позволяют вовлекать обучающихся в социально значимую деятельность, что способствует формированию активной гражданской позиции, коммуникативности, формируют доброту, милосердие. В акции принимали активное участие все кружковцы. Провели устный журнал «Помоги птицам зимой», показали инсценированные театрализованные сказки для воспитанников детского сада № 43 с. Лувеньга.

Раздел «Изучение особенностей культуры, быта русского народа».

Тематика занятий по этому направлению: национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные костюмы. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.).

Участвовали в муниципальных фольклорных праздниках: «У самого студёного моря», «И не найти прекрасней края, чем Заполярная земля». Провели мероприятие  «Поморские посиделки». 

Библиотекарь сельской библиотеки И.П. Акимова провела мастер-класс по изготовлению поморской козули. 

Раздел «Великая дата в истории русского народа».

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды и прадеды.

Очень важно, не забывать и передавать потомкам всю историю Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Рассказывать подрастающему поколению правду о войне, о ее Героях и их героических поступках, о той боли и лишениях, самоотверженных жителях нашей Родины, которые через это всё прошли, сохранили мужество, доброе сердце и любовь к Родине. В этом учебном году проведено много мероприятий по этому направлению.  

1 сентября прошёл «Урок Победы». Учащиеся познакомились с событиями Великой Отечественной войны; узнали, какое значение имеет Великая Победа для будущих всех людей, проживающих на планете; о цене, которую пришлось заплатить русскому народу в этой страшной войне.

В сентябре  методист МБУ "Музей истории города Кандалакша" провел занятие «Боевые действия на Кандалакшском направлении». Из фонда Музея истории города Кандалакша были привезены предметы военного времени, найденные на рубеже «Верман», фотографии военных лет, личные вещи солдат и офицеров.  

3 декабря  прошёл урок мужества «День неизвестного солдата». Обучающиеся узнали, какой ценой было завоёвано право на счастье и радость мирной жизни. Десятки тысяч наших солдат все ещё лежат на полях сражений, ждут захоронения. А в братских могилах - десятки тысяч безымянных солдат. Они отдали свои жизни за нас. За нашу свободу. Урок был проведён в форме презентации с элементами беседы и выступлений обучающихся. На уроке учащиеся почтили память погибших минутой молчания. 

На уроках памяти «Герои Великой Отечественной войны» рассказывали о подвигах, мужестве и любви к Родине героев Великой Отечественной войны. 

Создали познавательно-творческий проект «Города – герои». Учащиеся узнали, что среди героев есть не только люди, но и великие города, которые в те жуткие годы выстояли под жесточайшим натиском гитлеровцев, или же многие месяцы сопротивлялись их напору. На их территории установлены монументы и стелы, которые призваны всегда напоминать горожанам о беспримерном героическом подвиге их народа.  

Был создан исследовательский проект «Память через поколения», который представили на фестивале учебных проектов  учащихся 3–7 классов общеобразовательных организаций муниципального образования Кандалакшский район «Фейерверк проектов». Обучающийся 4 класса собрал информацию о боевом прошлом прадедушки, который воевал и погиб, защищая нашу страну от фашистов. Ведь если каждая семья будет знать о своих предках, память и правда о Великой Отечественной войне сохранится.

Создали исследовательскую работу «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков», которую представили на муниципальной научно – практической конференции младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку».

Приняли активное участие в муниципальных мероприятиях, посвящённых этой важной исторической  дате: в благотворительном концерте «Ты же выжил солдат!», в акции «Письмо с фронта», в фестивале инсценированной патриотической песни «Песни, опалённые войной», в фестивале детских рисунков «Ваш подвиг будет жить в веках!» Отправили материал (рисунки, сочинения «Письмо Неизвестному солдату») для создания сборника «Мы память бережно храним».

В рамках этого блока проводим акцию «Поздравь ветерана» - обучающиеся изготавливают поздравительные открытки и вручают детям войны 9 Мая. Проводим акцию «Читаем детям о войне», участвуем в акции «Бессмертный полк».

Проводим в системе конкурс чтецов «И помнит мир спасённый», участвуем в шествии к могиле лётчика А.И. Ленкова.

Раздел «Охрана природы – дело каждого».

 Кружковцы познакомились с правилами поведения в природе во время экскурсий. Узнали причины исчезновения и сокращения численности растений и животных и выясняли меры по их охране.  

С целью развития познавательного интереса ко всему живому, воспитания бережного отношения к природе, чтобы заинтересовать опытно-исследовательской деятельностью к Международному дню леса провели исследовательское экспериментальное занятие по ботанике «Фабрика кислорода». 

Акция «Помоги зимующим птицам». В рамках программы учащиеся  изготавливали кормушки для птиц, развешивали их в окрестностях школы, заготавливали корм. Изготавливали поделки из бросового материала. 

Осуществляем активное сотрудничество с МБДОУ «Детский сад №43» с. Лувеньга, сельской библиотекой и сельским домом культуры, родителями. Проводим  совместно концерты, театрализованные представления, классные часы, подвижные игры, выставки работ декоративно-прикладного и художественного творчества дошкольников и младших школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к достойным страницам прошлого.

  

. . . . .