Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интерактивные методы изучения темы «Имя прилагательное»

Дата публикации: 2021-10-29 22:15:34
Статью разместил(а):
Дурыманова Наталья Анатольевна

Интерактивные методы изучения темы «Имя прилагательное»

Автор: Дурыманова Наталья Анатольевна

МОБУ "СОШ № 9", Новокубанский район

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что в современной школе учителя используют педагогические технологии, разрабатывают и применяют новые методы и приемы для прочного усвоения материала. С помощью них урок становится увлекательным и динамичным, достаточно легко учителю настроить обучающихся на самостоятельную или групповую деятельность и т.д.

Ключевые слова: комфортные условия обучения, интерактивные методы, имя прилагательное, начальная школа.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Современная школа должна выпускать школьников способных ориентироваться в любой ситуации, для того, чтобы этим овладеть были разработаны инновационные методики и педагогические технологии.

Е.Г. Елина предлагает следующее определение: «Интерактивное обучение – это способ организации процесса познания в форме совместной деятельности обучающихся, при котором все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно изучают общие проблемы, моделируют ситуации… погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества, направленного на решение познавательных задач» [1, с. 41-42].

Таким образом, интерактивная технология обучения способствует решению трех основных задач: учебно-познавательной, коммуникативно-развивающей и социально-ориентированной.

К элементам данного метода можно отвести:

- Нетрадиционное начало урока – создаётся эмоциональный настрой на предстоящую работу (эпиграф, ребус, загадка и др.).

- Методы развития критического мышления (мозговой штурм, дебаты).

- Внедрение особых элементов, так называемых «изюминок» урока: головоломки, кроссворд, шарады, задания, требующие углубленных знаний.

- Ориентация на парную и групповую работу.

- Проведение нетрадиционных уроков или частей урока (урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина и др.), наличие на уроке игровых моментов и игр.

Сегодня для учителя не составит труда подобрать свой перечень методов для работы в школе и каждый раз их совершенствовать. Это обучающие игры, задания творческого характера, работы в группах и т.д. Оптимальными методами, то есть не требующими большого количества материала для работы по теме «Имя прилагательное», а также часто используемыми, являются следующие: викторина, кроссворд, «мозговой штурм» и синквейн.

В своей работе хочу уделить первостепенное внимание и рассмотреть некоторые примеры.

Викторина.

Задача учителя подготовить для класса разной сложности вопросы, поделенные на блоки (от общего к частному, конкретному). Количество вопросов в блоке может быть от 5 до 7. Каждый вопрос наделен определенным количеством баллов, в зависимости от уровня сложности. Обучающемуся или группе, которая первая подняла руку и правильно ответила, начисляется определенное количество баллов. Те, кто набрали большее количество, становятся победителями.

Для точности подсчета преподаватель может выбрать ученика, который будет фиксировать результаты каждого обучающегося или группы (фамилия или название и количество баллов).

В качестве примера возьмем фрагмент урока «Повторение по теме «Имя прилагательное» и рассмотрим два блока викторины в зависимости от сложности вопросов.

Блок 1. Общие вопросы по теме «Имя прилагательное».

Блок 2. Вопросы на смекалку по теме «Имя прилагательное».

Викторину лучше всего проводить после изучения темы как материал для  закрепления полученных знаний. В зависимости от цели урока, викторина может занять как фрагмент, так и весь урок.

Кроссворд.

Такой метод работы будет интересен обучающимся на этапе закрепления материала или открытии нового, где ключевое слово отражает тему урока.

Вариантов проведения данного метода много. Решение кроссворда может быть индивидуальным, парным или групповым (работа у доски). Время, отведенное на выполнение работы, зависит от сложности вопросов и их количества.

Метод можно использовать в качестве творческого задания для школьников на уроке и в качестве домашнего задание.

Если такой метод будет проводиться на этапе закрепления темы, стоит отбирать материал так, чтобы были освящены основные моменты, которые будут охватывать весь материал, пройденный вами.

«Мозговой штурм».

Данный метод помогает решить определенную проблему на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Главной целью метода является получение большого количества разных вариантов ответа по данной задаче. 

- Все идеи обучающихся, даже фантастические, учитываются.

- Идеи высказываются непрерывно и кратко.

- Идей должно быть много – такова суть метода.

Метод состоит из определенной последовательности действий:

1. Постановка  задачи. 

2. Высказывание идей. 

3. Обсуждение этих идей.

4.  Принятие окончательного решения.

Рассмотрим пример метода «Мозговой штурм», который может быть использован на уроке по русскому языку по теме «Имя прилагательное».

В заранее распределённых группах определяется руководитель. Из числа участников выбирается и независимый секретарь, который будет фиксировать выдвинутые идеи.

Перед группами ставится задача, которую они будут решать.

Учителю необходимо после работы групп подвести итоги с помощью наводящих вопросов.

Итак, заметим, что данный метод похож с методом проб и ошибок, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся в условиях активной работы, повышает интерес к теме.

Синквейн.

Для обучающихся такой вид работы позволяет легко и  интересно представить любую тему или сделать, таким образом, вывод по теме. Синквейн в переводе с французского языка – стихотворение без рифмы.

Метод стал популярен в США в начале XX века под оказавшим на него влияние японской поэзии.

Структура синквейна проста для понимания и применения:

1. Первая строка – одно слово или словосочетание, определяющее тему синквейна.

2. Вторая строка – два прилагательных или причастия, указывающие или описывающие на качества, свойства явления.

3. Третья строка – три глагола, отражающие действия или состояние, явления о котором идет речь.

4. Четвертая строка – четыре слова, составляющие единую фразу, в которой отражена суть явления. Может быть афоризм или просто предложение с авторским отношением.

5. Пятая строка – одно слово, четко характеризующее первую строку. Приведем примеры синквейнов по теме «Имя прилагательное»:

1. Прилагательное

2. Значимое, самостоятельное

3. Отвечает, употребляется, обозначает

4. Прилагательное обозначает признак предмета

5. Имя прилагательное.

Синквейн универсален, поэтому его можно применить к любому разделу русского языка и в частности к теме «Имя прилагательное». Для написания синквейна стоит отводить 5-8 минут. Форма проведения может быть как индивидуальная, так и групповая. При оценивании синквейна стоит особое внимание уделять правильности высказываний и отражение логичности во всех пяти строчках.

На таких методах, как викторина, кроссворд, «мозговой штурм» и синквейн не заканчивается перечень используемых методой в преподавании русского языка по теме «Имя прилагательное». Выбор метода зависит от личных предпочтений учителя и активности работы с ними обучающихся.

Рассмотрев эти методы, я хотела бы акцентировать внимание еще на нескольких методах, которые были бы интересны для работы на уроках учителям и для активизации деятельности обучающихся. Некоторые методы лучше использовать как фрагмент урока, наряду с другими приемами и упражнениями.

Например, метод «эстафета». Учитель подготавливает текст, в котором пропущены все прилагательные. Размер текста зависит от числа обучающихся. Листочек, начиная с первой парты, передается по очереди каждому ученику, задача – вписать по одному прилагательному в зависимости от контекста.

В завершении работы учитель зачитывает получившийся текст, а после оригинал.

Такая форма работы будет интересна школьникам, а также способствует развитию совместной деятельности и активизации мышления.

На фрагмент урока рассчитан и метод «редактор». Учитель подготавливает карточки с текстом, где заведомо допускает ошибки в правописании имен прилагательных и др. Задача учеников – увидеть и исправить эти ошибки.

Главное не только научить видеть ошибки, но и способствовать тому, чтобы такие ошибки обучающиеся могли объяснить, а в дальнейшем не допускали в письменной или устной речи.

Метод «кольца». Рассматриваемый метод целесообразно использовать от начала урока и до конца. Благодаря ему урок строится по кольцевому принципу. В начале урока ребятам дается видеоматериал, афоризм, картина, пословица и т.д., которые готовят обучающихся к коммуникации в устной или письменной форме.

Например, в начале урока дается задание: ознакомьтесь со стихотворением, определите какие части речи выделены в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Обучающиеся вступают в диалоговое общение с учителем и между собой, учатся формулировать четко мысль, объяснять свой выбор. Далее на основе стихотворения учитель подводит класс к определению тема урока «Прилагательные краткие и полные», следующий шаг – разбор запланированных правил и упражнений.

В конце урока дается следующая работа: ответьте письменно на вопрос: «Что изменится в стихотворении А.С. Пушкина, если краткие прилагательные заменить на полные?»

Метод «кольца» дает возможность использовать на уроке не отдельные фрагменты (элементы) интерактивности, что мы заметили при рассмотрении метода «мозговой штурм», кроссворд или синквейн, а перестроить занятие в интерактивную форму.

В заключение хотелось бы отметить, что интерактивные формы обучения в наше время имеют ключевое значение в учительской деятельности, так как помогают сделать учебный процесс не только познавательным, но и увлекательным. Их применение на уроках упрощает восприятие материала. Главным достоинством является то, что такие методы работы вовлекают обучающихся в совместную деятельность и формируют умение работать в парах, в команде и с Интернет источниками.

 

Литература:

1. Елина Е.Г. Образовательные технологии в вузе: опыт Национального исследования Саратовского государственного университета / Е.Г. Елина [и др]; под ред. Е.Г. Елиной, Е.И. Балакиревой. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2012. – 176 с.

2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – Москва : Просвещение, 2005. – 256 с.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – Москва: изд. центр «Академия», 1999. – 224 с.

4. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие / Т.Н. Полякова. – Москва : Русское слово, 2011. – 108 с.

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 816 с.

6. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: Часть 1, Часть 2 ФГОС.  Канакина В.П. Просвещение 2019.

 

. . . . .