Теоретические аспекты организации работы с одаренными детьми
Теоретические аспекты организации работы с одаренными детьми
Автор: Холманова Ирина Анатольевна
МБОУ "Одинцовская СОШ № 1", г. Одинцово, Московская область
На современном этапе четкого определения одаренного человека, а тем более ребенка, не существует. Анализируя понятие «одаренность», исследователи рассматривают его по-разному. В частности, довольно часто поднимаются вопросы о связи одаренности с интеллектом, о роли среды и наследственности в развитии одаренности, о механизмах функционирования творческой одаренности и др.
Выражение «одаренные дети» в современных условиях употребляется весьма широко. Если ребенок проявляет необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Многочисленные труды Л.А. Венгер, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтеса, Г.В. Бурменской и др. посвящены рассмотрению понятия «одаренный ребенок», выявлению таких детей, описанию особенностей работы с ними, изучению их психологических проблем.
Современная психология одаренности представляет собой весьма разнородную область, специфическое предметное содержание и границы которой четко не определены. Многочисленные определения одаренности построены на разных основаниях, тем не менее их можно разделить две большие группы. В первом случае под одаренностью понимается характеристика личности, уже известной своими высокими или выдающимися достижениями в какой-либо области или областях человеческой деятельности. Высшими уровнями одаренности считаются "талант" и "гений". Теория, методология и результаты исследований такой уже реализованной одаренности сильно различаются, особенно в понимании источников и движущих сил ее развития (В.М. Бехтерев, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.П. Эфроимсон, А. Адлер, Ф. Гальтон, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, К. Юнг, Н. Gardner, Н. Gruber). Однако эти исследования объединяет то, что их объектом является человек, одаренность и экстраординарные достижения которого уже высоко оценены современниками и (или) потомками. На первый план выступает крайняя редкость, уникальность таких людей, своеобразие их личности, основным методом изучения которой является ретроспективный анализ жизненного пути под углом зрения уже свершенных деяний.
Во втором случае речь идет об одаренности детей и молодежи, когда еще неизвестна общественная ценность их достижений. Неординарность этих достижений имеет относительный характер и определяется главным образом степенью их отличия от обычных для данного возраста. Психологи подчеркивают ярко выраженную специфику детских достижений, их неразрывную связь с возрастными особенностями и влиянием окружения, которая у взрослых уже не обнаруживается (Н.С. Лейтес, Дж. Фримен, Н. Gruber, R. Siegler, K.Kotovsky, R.Stemberg). Поэтому детскую одаренность следует понимать как потенциал, благоприятные внутренние условия психического развития, возможность выдающихся достижений в будущем (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн). В таком случае остро встают вопросы о признаках одаренности, внутренних и внешних факторах ее развития в разном возрасте. Препятствием для решения проблемы одаренности служит разобщенность трех относительно самостоятельных направлений ее исследования, которые условно называют когнитивным, личностным и образовательным подходами.
Педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом образования США: «… одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству)».
Традиционно термин «одаренность» используется для обозначения индивидуальной способности к выдающимся достижениям в различных сферах науки и культуры (художественной, музыкальной, научной, технической и др.). Б.М. Теплов, известный российский психолог, определяет одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Часто одаренность может рассматриваться как общая или специальная (в определенной деятельности, например, музыкальная, математическая и пр.).
Многоаспектная (многокомпонентная) одаренность ребенка, обусловленная развитием его личностных качеств во взаимодействии с факторами окружения, на каждом возрастном этапе объединяется в интегральные характеристики (внутренние факторы, подсистемы), определяющие оптимальное функционирование и развитие не только отдельных сторон одаренности, но и психического развития одаренного ребенка в целом. Иначе говоря, интегральные характеристики личности одаренного ребенка детерминируют проявления и развитие его одаренности, являясь одновременно и объектом этого развития.
Можно выделить следующие интегральные характеристики общей одаренности детей: интеллект (формально-логические способности); креативность (способности к творческому, проблемному, дивергентному мышлению); мотивация развития, включающая исследовательскую (творческую, познавательную) активность и аспекты мотивации достижения, связанные с направленностью на успех; мотивацию адаптации, включающую аспекты мотивации достижения, связанные с боязнью неудачи и проявлениями тревожности; особенности саморегуляции и самосознания (в первую очередь самооценки). Интегральные характеристики сами по себе также представляют системные качества, отражающие общевозрастные, особенные (специфичные для одаренных) и индивидуальные закономерности развития.
Отметим, что использование понятий «способности», «интеллект» и «одаренность» как взаимозаменяемых и относящихся только к познавательной сфере в литературе встречается довольно часто. Однако еще П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.И. Челпанов, В.М. Экземлярский, а затем С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин подчеркивали необходимость включения в понятие одаренности не только когнитивных, но и мотивационных, эмоциональных, волевых и других особенностей личности.
Под одаренностью мы будем понимать - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.
В нашей работе актуальным будет являться следующее определение одаренности: Понятие одаренность происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития:
1. Познавательной потребности, подразумевающей:
- Активность - ребенок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнает, тем более ему хочется знать;
- Потребность в самом процессе умственной деятельности;
- Удовольствие от умственного напряжения.
2. Интеллекта, характеризующегося конкретностью мышления и способностью к абстракциям, показателями которого выступают
- быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
- сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям;
- богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
3. креативности - установки на творческое выполнение задания.
Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большей степени зависит от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности.
На основе анализа разных подходов к выявлению интеллектуальных и творческих способностей детей возможно, на наш взгляд, определить следующие основные положения диагностики одаренности:
1) учет органического сочетания наследственного и приобретенного;
2) изучение условий в более раннем (сензитивном) периоде;
3) учет социально-экономических и культурных условий;
4) учет семейных условий;
5) мониторинг целенаправленного дошкольного и школьного образования;
6) анализ условий для развития способностей и одаренности детей.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы), как это предлагается в трудах вышеназванных ученых.
Таким образом, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. По отношению к детской одаренности такое определение, по нашему мнению, нуждается в подчеркивании ее потенциального характера, возрастных закономерностей и зависимости ее проявлений и развития от социального окружения. Общая одаренность детей определяется нами как высокий творческий потенциал – единая и целостная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных и других личностных свойств и условий окружения и составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.
Литература:
1. Боровик В.Г. Роль инновационных общеобразовательных школ-интернатов в работе с одаренными детьми / В.Г. Боровик // Администратор образования. - 2010. - № 14. - С. 3-7.
2. Балашова Е.С. Работа с одаренными детьми и учащимися, имеющими положительную мотивацию к обучению / Е.С. Балашова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2010. - № 6. - С. 26-32.
3. Лейтес Н.С. Одаренные дети / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо , 2000. - 776 с.
4. Маркелов Е.В. Организация школы для особо одаренных детей и подростков / Е.В. Маркелов, В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 92-96.
5. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема / А.И. Савенков // Начальная школа.- 2000.- N 1.- С. 94-100.