Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Адаптация первоклассников: психологическая, физиологическая и социальная

Дата публикации: 2021-12-29 08:40:10
Статью разместил(а):
Ефимкина Юлия Николаевна

Адаптация первоклассников: психологическая, физиологическая и социальная

Автор: Ефимкина Юлия Николаевна

МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит»

 

Аннотация: В этой статье рассматриваются виды адаптации первоклассников, примерный план работы учителя в этот период.

Ключевые слова: адаптация к школе, психологическая адаптация, физиологическая адаптация, социальная адаптация.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

В начальной школе первый класс - это один из сложных этапов жизни каждого ребенка. На этом этапе ребенок сталкивается со многими трудностями, одна из них - это адаптация.

По толковому словарю С.И. Ожегова адаптация – это приспособление организма к внешним условиям. Когда ребенок приходит в первый класс, ему приходится столкнуться с новым коллективом, с новым учителем, с новым учебным помещением (классом и школой) и для ребенка этот новую ступень жизни следует пройти через адаптацию.

Понятие «адаптация» подразумевает готовность ребенка к школе. В современном мире детские психологи выделяют несколько видов адаптации такие, как: психологическая, физиологическая и социальная.

Психологическая адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Первокласснику сложно морально и физически привыкнуть к новым правилам и нормам школы. Для этого в адаптационный период детей, который длится от двух до шести месяцев, а у некоторых детей и весь учебный год, администрация школы совместно с учителем, школьным психолог, логопедом школы составляют график и расписание уроков. По санитарно-эпидемиологическим требованиям в расписании первоклассника не должно превышать 20 часовой учебной нагрузки, он должен учиться пять дней в неделю, в первую смену, уроки длятся 35 минут. Учитель на каждом уроке обязательно должен менять смену деятельности детей, проводить физминутки. Чтобы успешно протекала психологическая адаптация ребенка, учителю нужно помнить, что на каждом ребенку нужно его мотивировать. заинтересовывать, увлекать, чтобы не пропадал интерес к обучению. Педагогу, который работает в первом классе, нужно наблюдать процесс адаптации каждого ребенка, выявлять детей, у которых проявляется дезадаптация, совместно со школьным психологом выяснять причины дезадаптации, искать пути решения.

Физиологическая адаптация – это совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды. Физиологическая адаптация у первоклассников протекает по-разному. Следует помнить для успешной адаптации ребенок должен соблюдать режим дня. Учитель ребенка первоклассника должен научить правильной осанке на уроке и следить, чтобы ребенок правильно сидел за партой, на уроках учитель должен строить урок так, чтобы ребенок не только умственно работал на уроке, но и включить в образовательный процесс физическую работу (зарядка, физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз). Большую роль на этом виде адаптации играют родители детей. Учителю необходимо выстроить работу с родителями, напоминать им о соблюдении режима дня ребенка, объяснять родителям, чтобы они не загружали ребенка многочисленными кружками, секциями и другими видами дополнительного образования на период адаптации.

Социальная адаптация – это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям. Предназначающую роль в социальной адаптации ребенка играет учитель. Дети, придя в новый коллектив, сталкиваются с рядом проблем: знакомство с новым коллективом, общение в нем, приспособиться к новым требованиям и условиям и т.д. Дети в детском коллективе все разные, кто-то быстро устанавливает контакт, общение, а кому-то нужна помощь в этом. Учитель в этот период является проводником в детском новом коллективе. Благоприятная атмосфера, мотивация деятельности и поведения, различные игры и мероприятия на сплочение коллектива ведут к успешной социальной адаптации первоклассников.

В современной педагогике и психологии существует масса различных диагностик для адаптации первоклассника такие, как: методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман), анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова),  методика  «Ковер» (Р. Овчарова) и др. Все эти методики позволяют выявить уровень адаптации ребенка, если у ребенка низкий уровень (дезадаптация), совместно со школьным психологом выстроить работу над успешной адаптацией детей.

 

Список литературы:

1. Волков К.Н. Психологи о средствах и путях оптимизации учебного процесса // Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1991. 

2. Ефимкина Р.П. Психология развития. - Новосибирск. 2004. 

3. К проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе. – Н. Новгород: «Научная электронная библиотека», 2019.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2009.

 

. . . . .