Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Программирование в начальной школе с учетом психологических особенностей младшего школьника

Дата публикации: 2022-01-09 15:04:07
Статью разместил(а):
Золотухина Елена Геннадьевна

Программирование в начальной школе с учетом психологических особенностей младшего школьника

Автор: Золотухина Елена Геннадьевна

ЧОУ-СОШ «Новый путь», г. Армавир

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает, основываясь на собственном опыте, возможность обучения младших школьников основам программирования с учетом их психологических особенностей на примере некоторых современных бесплатных информационных ресурсов.

Ключевые слова: психологические особенности младших школьников, программирование в школе, Scratch.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Программирование в начальной школе с учетом психологических особенностей младшего школьника» Золотухиной Елены Геннадьевны, учителя информатики и ИКТ ЧОУ-СОШ «Новый путь», г. Армавир

Представленная на рецензию статья посвящена проблематике воспитания младших школьников в системе образовательного процесса, по результатам обобщения практического опыта работы педагогов по обучению младших школьников основам программирования. Практическая составляющая статьи обеспечивается предложенными к использованию продуктами, способствующими повышению интереса школьников к изучаемому материалу.

Статья Е.Г. Золотухиной акцентирована на практические наработки решения действительно важной задачи формирования у обучаемых младшего школьного возраста основ программирования и, как следствие, формированию в дальнейшем профессионального выбора подростка. В этом - очевидны положительные аспекты работы и ее перспективы. Последнее относится к теоретической части: в данном случае очевиден воспитательный потенциал и практических наработок, и содержательной части статьи. В качестве недостатка представленной статьи, рецензентом также отмечается несколько не обоснованная аксиоматичность выводов, не имеющая научной перспективы («Детям нужна яркая картинка»). В дальнейшем следует избегать подобных афоризмов, более подходящих к разговорной речи, но не к научному языку. В целом, статья Золотухиной Елены Геннадьевны «Программирование в начальной школе с учетом психологических особенностей младшего школьника» представляет практический интерес и может быть рекомендована к печати, практические наработки - для использования в практике учителями образовательных организаций.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy Ольга Львовна Гиршевич

 

Расширение существующих рамок преподавания информатике в школе можно реализовать, например, создав условия для развития алгоритмического мышления и формирования навыков программирования у младших школьников. Для того, чтобы данная деятельность была эффективной, необходимо, в первую очередь, знать психологические (в частности, познавательные)  особенности  детей в возрасте от 7 до 10 (11) лет.

Согласно Александровой С.С. у младших школьников:

-  доминирует личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей;

- вначале формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения, только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний;

- формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений, а подкрепляется это чувство одобрением, похвалой;

- большое воспитательное воздействие учителя связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом;

- острота и свежесть восприятия, своего рода созерцательная любознательность;

- особенность восприятия – тесная связь его с действиями школьника;

- характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия;

– слабость произвольного внимания - младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).

- развито непроизвольное внимание, всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны;

- более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения; склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала;

- основная тенденция развития воображения – это совершенствование воссоздающего воображения, творческое воображение также развивается;

- мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия;

- аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Исходя из выше сказанного, можно определить следующие шаги в воспитании юного программиста, которые являются общеизвестными, но подкрепленны действующими бесплатыми (!) информационными ресурсами, которые подобраны и проанализированы автором:

1 шаг. Заинтересовать (Детям нужна яркая картинка!).

Для создания первого положительного впечатления подходит «Урок цифры» с отличными мотивационными роликами и адаптированными тренажерами по программированю. Минусы этого ресурса – дальнейшее обучение платное в Кодвардс.

2 шаг. Организовать систему занятий с максимально наглядным продуктом. (Дети должны писать программы, а в результате – что-то яркое движется, и им можно управлять!)

Здесь можно использовать следующие бесплатные информационные ресурсы:

1. Робот в Кумире (информационный ресурс, разработаный ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, а также уроки К.Ю. Полякова  с дифференцированными по уровням сложности заданиями).

2. Программирование на языке Scratch. Тюкина А.Н. из МАОУ «Гимназия № 41» города Новоуральска в своей статье «Опыт организации научно-познавательной деятельности в кружке программирования на языке Scratch» детально обосновала эффективность обучение в начальной школе языку программирования Scratch в рамках внеурочной деятельности. Программная среда Scratch – бесплатный информационный ресурс. Система занятий описана, например, в книге Д.Голикова «Scratch для юных программистов». Каждое занятие опирается на методическую разработку, написанную на доступном для ребенка языке, и содержит три логических этапа:

1 этап - материал разработки демонстрируется учителем, чтобы у ребенка сложилась целостная картина, т.к. последнему важен результат.

2 этап - ребенок сам читает разработку и составляет программу, тестирует ее.

3 этап - вносит изменения в готовую программу для достижения других результатов, тем самым глубже понимая смыл программы.

3 шаг. Поддержание интереса. (На каждом занятии должен быть готовый продукт и, конечно, вся работа сопровождается подбадриванием ребенка, похвалой даже за незначительные успехи. А также придумывание и создание собственных проектов и публикация выполненных проектов).

Пример медической рабработки занятия (по материалам Д. Голикова «Scratch для юных программистов»): 

Практическая работа 1 «Автомобиль с пятью скоростями».

Цель работы: создание первого проекта.

Задачи:

- знакомство со средой программирования;

- знакомство с интерфейсом;

- формирование навыка преобразования текстовых программ (методичка) в систему омандных блоков (среда программирования)

1. В меню Файл выберите команду Новый.

2. Библиотека спрайтов очень похожа на библиотеку звуков. Выберите слева категорию Транспорт.

3. Выберите понравившийся вам автомобиль и нажмите кнопку ОК.

4. Удалите Кота, щёлкнув на значке ножниц  в строке меню, а затем на Котике.

5. Сначала запрограммируем первую скорость. Постройте вот такой скрипт:

              Когда клавиша пробел нажата

              Идти 10 шагов

              Если на краю, оттолкнуться

              Стиль вращения влево-вправо

6. Переключим управление с клавиши <Пробел> на клавишу Для этого раскройте выпадающий список, нажав на чёрный треугольничек в блоке когда клавиша пробел нажата, и двигайте курсор вниз.

7. Выберите для скорости единичку.

8. Первый скрипт автомобиля готов! Протестируйте его. Нам надо сделать ещё четыре похожих скрипта.

9. Дублируйте первый скрипт и измените клавишу управления на 2, а скорость перемещения на 3.

              Когда клавиша 2 нажата

              Идти 3 шагов

              Если на краю, оттолкнуться

              Стиль вращения влево-вправо

10. Сделайте ещё три скрипта.

              Когда клавиша 3 нажата

              Идти 8 шагов

              Если на краю, оттолкнуться

              Стиль вращения влево-вправо

              Когда клавиша 4 нажата

              Идти 14 шагов

              Если на краю, оттолкнуться

              Стиль вращения влево-вправо

              Когда клавиша 5 нажата

              Идти 25 шагов

              Если на краю, оттолкнуться

              Стиль вращения влево-вправо

11. Проект почти готов, давайте украсим сцену – добавим красивый фон. Нажмите кнопку Выбрать фон из библиотеки.

12. Выберите тему фона – Город.

13. Выберите понравившийся фон с дорогой и нажмите кнопку ОК.

14. Опустите автомобиль на дорогу.

15. Проект готов. Протестируйте.

Задания:

1. Добавьте автомобилю шестую скорость.

2. Немного увеличьте размер автомобиля с помощью инструмента Увеличить.

3. Добавьте в проект пешеходов, которые будут стоять на тротуаре. Измените их размер с помощью инструмента Уменьшить.

4. Добавьте ещё один автомобиль, у которого будет только четыре скорости.

 

Список литературы: 

1. Александрова С.С. "Психологические особенности младшего школьника", статья – сайт специальной (коррекционной) школы № 24 г.Магнитогорска.

2. Голиков Д.В. «Scratch для юных программистов». –  СПб.: БХВ-Петербург, 2019.

3. Поляков К.Ю. «Программирование в среде КуМир» - «Преподавание, наук и жизнь: сайт Константина Полякова». 

4. Тюкина А.Н. «Опыт организации научно-познавательной деятельности в кружке программирования на языке Scratch» - статья, журнал «1 сентября», № 4(9) 2021. 

 

. . . . .