Технология формирующего оценивания результатов обучения в начальной школе
Технология формирующего оценивания результатов обучения в начальной школе
Автор: Алымова Наталья Евгеньевна
Филиал ОмГПУ в г. Таре
Аннотация: Статья посвящена технологии формирующего оценивания, раскрытию понятия, и возможностей учеников и учителей при его использовании. Описаны главные преимущества использования формирующего оценивания, цель и задачи.
Ключевые слова: технология формирующего оценивания, прогресс обучающихся, оценка, обратная связь, результат.
Тематические рубрика: Начальная школа.
В современной начальной школе оценивание учеников, точнее процесс оценивания результатов деятельности учащихся становится важнейшей частью обучения и образования в целом.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) имеют новые требования к обучению в школе, к содержанию школьных программ, так же и к результатам усвоения различных образовательных программ.
В настоящий момент система оценивания, сформировавшаяся в школе, нуждается в новом подходе и инструментах к оцениванию учебной деятельности и достижений учеников младшей школы.
В технологии оценивания имеется два различных подхода:
Формирующее оценивание, при этом подходе оценка используется с целью извлечения информации о сложившейся ситуации с целью установления быстрых действий в пользу усовершенствования.
Итоговое оценивание, когда оценка используется с целью установить число выученного материала за какой-либо промежуток времени.
Изложить суть формирующего оценивания возможно этой метафорой: «Допустим, дети – цветы жизни, тогда итоговое оценивание – это просто их измерение. Да, вероятно увлекательно провести анализ результатов, но это никоим образом не повлияет на показатели роста данного растения». Формирующее оценивание - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост».
Итак, формирующее оценивание:
‐ направлено на учащегося;
‐ входит в личностно-ориентированное обучение;
‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
‐ оценивается не только конечный результат, но и сам процесс;
‐ происходит слежение за прогрессом всех отдельных обучающихся;
‐ имеет системный характер.
Главная задача формирующего оценивания – усовершенствовать свойство преподавания, дать мотивацию учащимся на подготовку в перспективе, составлять план целей и путей их свершения.
Формирующему оцениванию свойственен ряд преимуществ для ученика, и для учителя. Так, формирующее оценивание для обучающихся может помочь:
‐ учиться на своих же ошибках;
‐ понять, что важно и что у них получается;
‐ понять, что они не знают и чего не умеют делать.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
‐ четко выразить результат обучения, который подвергается оценке и формированию в каждом отдельном случае, и организовать в связи с этим собственную работу;
‐ назначить ученика субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Педагоги имеют все шансы на основе обратной связи с учениками поменять процедуру обучения таким образом, чтобы ребята обучались наиболее стремительно и наиболее результативно. По этой причине формирующее оценивание необходимо для того, чтобы распознавать как проходит процедура преподавания и в случае если сведения станут неудовлетворительными, на основе приобретенных данных, привнести в него требуемые перемены по улучшению качества учебой работы.
Формирующее оценивание устанавливает обратную взаимосвязь среди педагога и учащихся. Педагог с поддержкой обратной взаимосвязи дает оценку сложившемуся положению обученности по этому, либо другому предмету и устанавливает перспективу последующего преподавания.
Итак, формирующее оценивание даёт педагогу возможность естественным путем интегрировать процесс оценивания в традиционные процессы преподавания и обучения, происходящие в классе.
Без формирующего оценивания ни учитель, ни ученик не получают достоверных данных о результатах своего труда, которые могли бы использовать для корректировки и улучшения как знаний ученика, так и преподавания.
Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение!
Список литературы:
1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. - М.: Логос, 2016г.
2. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. - М.: Учебная литература, 2018г.
3. Логвина И.И., Рождественская Л.О. Инструменты формирующего оценивания деятельности учителя-предметника. - М.: Narva, 2016г.
4. Пинская М.А. Оценивание для обучения. - М.: Чистые пруды, 2019г.
5. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. - М.: КАРО, 2016г.