Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование правильной речи у детей младшего школьного возраста средствами изографов

Дата публикации: 2022-01-31 19:36:10
Статью разместил(а):
Щетинкина Наталья Евгеньевна

Формирование правильной речи у детей младшего школьного возраста средствами изографов

Автор: Щетинкина Наталья Евгеньевна

ГАОУ МО «Балашихинский лицей», г. Балашиха, Московская область

 

Аннотация: В данной статье автор говорит о внешних и внутренних факторах школьной неуспеваемости, с которыми сталкиваются учащиеся при чтении и письме, а также об одном из способов успешной борьбы с этой неуспеваемостью – использовании изографов.

Ключевые слова: факторы школьной неуспеваемости, чтение и письмо, методика работы с изографами.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Важным условием полноценного развития ребёнка является его общение со взрослыми и сверстниками. Первые годы жизни, как известно, являются благоприятным периодом для усвоения родного языка, чем и определяется необходимость диагностики коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Практика обучения детей чтению и письму показывает, что многие дети при этом испытывают значительные трудности. Очевидно, что школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Затруднения в учёбе в ряде случаев могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Учёные выделяют две основные причины, ведущие к такой несформированности. Первая из них связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребёнка. Факторами, приводящими к такому отставанию в формировании психики ребёнка, могут быть условия социальной среды, в которых растёт ребёнок или специфика развития мозга ребёнка.

Второй, достаточно большой группой факторов, обусловливающих трудности овладения грамотой, являются сложности самих процессов чтения и письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Ученые выделяют ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма:

  • овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;

  • соотнесение звука с буквой;

  • синтез букв в слово;

  • способность расчленять слово на оптические и акустические элементы;

  • определение ударения, мелодии слова, гласных слова;

  • понимание прочитанного.

В своей практической деятельности, проводя диагностическое обследование детей, мы наблюдали специфическое нарушение письма и чтения, обусловленное несформированностью вышеуказанных процессов. Это послужило нам сигналом для более глубокого, детального изучения теоретической литературы, поиска новых форм, методов и приёмов коррекционной деятельности. Таким образом, мы использовали изографы, разработав цикл уроков с их применением.

Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.

Существует множество игровых упражнений, помогающих наиболее успешно овладеть грамотой - от первого знакомства детей с буквой до полного овладения чтением и письмом.

Формирование грамотной речи с помощью изографов обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания детей; даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.  

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова - изографа в тетради.

7. Называние букв и звуков слова - изографа.

8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

9. Разделение слова - изографа на слоги.

10. Зарисовка слова - изографа в тетради.

11. Отстукивание ритма слова - изографа.

12. Придумывание предложения со словом изографом.

13. Выкладывание из крупы одного из слогов слова - изографа.

Использование изографов в период обучения грамоте способствует постоянному повторению грамматического материала, тренирует в звуковом анализе и синтезе, формирует определенный способ мышления.

 

. . . . .