Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование УУД контроля и оценки
Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки
Автор: Харламова Евгения Артемовна
МБОУ "Гимназия № 25 г. Иркутска"
Аннотация: В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выразительного чтения.
Ключевые слова: выразительное чтение, универсальные учебные действия контроля и оценки, младшие школьники.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
В настоящее время целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований, в том числе требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают, помимо прочих, требования к метапредметным результатам, обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями и составляющим основу умения учиться.
По требованиям Стандарта учащийся на выходе из 4 класса в рамках регулятивных УУД должен уметь ставить конкретную цель, планировать и оценивать свою деятельность, контролировать процесс достижения цели, прогнозировать возможные ситуации. Всё вышеперечисленное очень сложно в силу таких возрастных особенностей младших школьников как: еще недостаточная произвольность психических познавательных процессов, несформированное словесно-логическое мышление, отсутствие аргументации речи и внутренней дисциплины, слабая сила воли. Выявленное противоречие требует от учителя использования эффективных средств и специальной организации процесса формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников.
Проблему формирования действий контроля и оценки можно решить через обучение младших школьников выразительному чтению, так как работа над выразительностью требует чёткой самоорганизации: работы по алгоритму (партитуре), контроля действий, проверки результата и его коррекции. Кроме того, выразительное чтение и формы драматизации являются любимым видом работы учащихся. Вместе с тем, не все дети успешны в этой деятельности, таким образом, предложенный подход не только дает возможность для формирования действий контроля и оценки, но и позволяет совершенствовать интонационные умения и выразительность речи в целом.
В современной методике литературного образования существуют различные подходы к обучению младших школьников выразительному чтению. На основе их анализа предлагаю использовать следующую программу формирования действий контроля и оценки, основными условиями реализации которой являются:
-использование разнообразных видов контроля на каждом этапе урока (предвосхищающий, пошаговый, итоговый; контроль со стороны учителя, со стороны учащихся, взаимоконтроль (фронтальный, в паре, в группе), самоконтроль);
-использование сигнальных карточек в процессе анализа выразительного чтения и организации работы по составлению партитуры в качестве приёма, с помощью которого осуществляется контроль процесса;
-введение различных форм драматизации от простых к более сложным;
-составление партитуры на этапе подготовки к выразительному чтению при работе с каждой формой драматизации;
-использование разнообразных форм работы: фронтальное составление партитуры и анализ чтения, групповое, парное и, в завершение, индивидуальное;
-разработка и выделение совместно с учащимися критериев выразительного чтения;
Количество критериев увеличивается по мере работы над выразительностью. Изначально учащиеся следят за соблюдением одного критерия, затем двух и так далее. Формирование действий контроля и оценки со стороны учащихся по выделенным критериям с помощью таблиц оценивания, оценочного шкалирования и индивидуальных графиков развития.
Важно, что соблюдение критериев в таблице оценивания отмечается знаками + и –, а не баллами или отметками. Оценочное шкалирование представляет собой несколько шкал по количеству критериев, на которых условными знаками отмечается степень соблюдения данного критерия в процессе выразительного чтения.
Считаю, что разработанная технология совершенствования выразительности чтения при правильной организации создаст условия для наилучшего формирования действий контроля и оценки у младших школьников, и поэтому является целесообразной и важной в работе учителя начальных классов.
Список литературы:
1. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. М.: МАРО, 2011. 119 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. 5-е изд., испр. М.: Просвещение, 2010. 152 с.
3. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1–4 класс. М.: Вита-Пресс, 2013. 103 с.
4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 5-е изд., испр. М.: Просвещение, 2014. 120 с.
5. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М.: Просвещение, 2009. 274 с.