Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование УУД контроля и оценки

Дата публикации: 2022-02-02 11:38:17
Статью разместил(а):
Харламова Евгения Артемовна

Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки

Автор: Харламова Евгения Артемовна

МБОУ "Гимназия № 25 г. Иркутска"

 

Аннотация: В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выразительного чтения.

Ключевые слова: выразительное чтение, универсальные учебные действия контроля и оценки, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В настоящее время целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований, в том числе требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают, помимо прочих, требования к метапредметным результатам, обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями и составляющим основу умения учиться.

По требованиям Стандарта учащийся на выходе из 4 класса в рамках регулятивных УУД должен уметь ставить конкретную цель, планировать и оценивать свою деятельность, контролировать процесс достижения цели, прогнозировать возможные ситуации. Всё вышеперечисленное очень сложно в силу таких возрастных особенностей младших школьников как: еще недостаточная произвольность психических познавательных процессов, несформированное словесно-логическое мышление, отсутствие аргументации речи и внутренней дисциплины, слабая сила воли. Выявленное противоречие требует от учителя использования эффективных средств и специальной организации процесса формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. 

Проблему формирования действий контроля и оценки можно решить через обучение младших школьников выразительному чтению, так как работа над выразительностью требует чёткой самоорганизации: работы по алгоритму (партитуре), контроля действий, проверки результата и его коррекции. Кроме того, выразительное чтение и формы драматизации являются любимым видом работы учащихся. Вместе с тем, не все дети успешны в этой деятельности, таким образом, предложенный подход не только дает возможность для формирования действий контроля и оценки, но и позволяет совершенствовать интонационные умения и выразительность речи в целом.

В современной методике литературного образования существуют различные подходы к обучению младших школьников выразительному чтению. На основе их анализа предлагаю использовать следующую программу формирования действий контроля и оценки, основными условиями реализации которой являются:

-использование разнообразных видов контроля на каждом этапе урока (предвосхищающий, пошаговый, итоговый; контроль со стороны учителя, со стороны учащихся, взаимоконтроль (фронтальный, в паре, в группе), самоконтроль);

-использование сигнальных карточек в процессе анализа выразительного чтения и организации работы по составлению партитуры в качестве приёма, с помощью которого осуществляется контроль процесса;

-введение различных форм драматизации от простых к более сложным;

-составление партитуры на этапе подготовки к выразительному чтению при работе с каждой формой драматизации;

-использование разнообразных форм работы: фронтальное составление партитуры и анализ чтения, групповое, парное и, в завершение, индивидуальное;

-разработка  и выделение совместно с учащимися критериев выразительного чтения;

Количество критериев увеличивается по мере работы над выразительностью. Изначально учащиеся следят за соблюдением одного критерия, затем двух и так далее. Формирование действий контроля и оценки со стороны учащихся по выделенным критериям с помощью таблиц оценивания, оценочного шкалирования и индивидуальных графиков развития.

Важно, что соблюдение критериев в таблице оценивания отмечается знаками + и –, а не баллами или отметками. Оценочное шкалирование представляет собой несколько шкал по количеству критериев, на которых условными знаками отмечается степень соблюдения данного критерия в процессе выразительного чтения.              

Считаю, что разработанная технология совершенствования выразительности чтения при правильной организации создаст условия для наилучшего формирования действий контроля и оценки у младших школьников, и поэтому является целесообразной и важной в работе учителя начальных классов.

 

Список литературы:

1. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. М.: МАРО, 2011. 119 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. 5-е изд., испр. М.: Просвещение, 2010. 152 с.

3. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1–4 класс. М.: Вита-Пресс, 2013. 103 с.

4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 5-е изд., испр. М.: Просвещение, 2014. 120 с.

5. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М.: Просвещение, 2009. 274 с.

 

. . . . .