Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование приемов технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2022-02-09 14:31:35
Статью разместил(а):
Нефедова Ирина Александровна

Использование приемов технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Автор: Нефедова Ирина Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38», г. Калуга

     

Одним из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые я использую на своих уроках.  

1. Техника Инсерт или условные обозначения. Я предлагаю ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.В процессе урока условными обозначениями маркируются: новые знания; знакомые вещи; информация, противоречащая представлению учащегося; пункты, по которым ученик хочет углубить знания.

Затем дети заполняют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями. Этот прием помогает моим ученикам систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию.

2. Составление кластера. Этот прием использую как графическую систематизацию материала по конкретной проблеме. Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются последовательно или в другом порядке. В итоге образуются так называемые грозди.

3. Ромашка Блума. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работу на уроке использую как индивидуальную, так и групповую. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то ... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если ... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...? Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых. Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

4. Карусель – этот прием использую для групповой работы. На уроках используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением конкретной темы, формулирую проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп в классе.

5. Чтение с паузами. Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Я читаю вслух часть рассказа, делаю паузу и задаю проблемный вопрос классу. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами.

6. Прием “толстые и тонкие вопросы”. Тонкими вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят учащихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

7. Корзина идей.Ученики записывают в тетради все, что им известно по поставленной проблеме урока, затем обмениваются информацией в группах. Группы по кругу называют сведения, факты, ключевые слова, а я фиксирую все на доске. После все это вместе с детьми объединяем в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

8. Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Главные задачи применения этих приемов: равное участие всех учеников, эффективная коммуникация, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету, совместная работа в интересах совместного обучения. Что ведёт к более полноценному освоению школьниками образовательной программы.

В своей работе главную педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.

 

Список литературы:

1.  И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.

2.  И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек «Критическое мышление – технология развития» - СПб издательство «Скифия» 2003г.

3.  Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» - Москва издательство «Просвещение» 1995г.

4.  И.С. Якиманская «Знания и мышление школьника» - Москва издательство «Просвещение» 1998г.

5.  Ш.А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям» - Москва – Воронеж 1998г.

 

. . . . .