Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы через семейные традиции

Дата публикации: 2022-02-13 12:17:24
Статью разместил(а):
Афанасьева Ирина Васильевна

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы через семейные традиции

Автор: Афанасьева Ирина Васильевна

МАОУ «Гимназия № 41»

 

В России всегда считалось важным семейное воспитание, ценилась семейная поддержка, уважительное отношение к старшим. «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо» - этот завет Христа свято чтился, передавался из поколения в поколение. С малых лет  человек получает в семье первые уроки уважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, с чего начинается Родина, ведь именно в семейном кругу прививаются самые первые гражданские чувства, любовь к своей земле, понимание истории и культуры Отечества.  И в настоящее время в нашей стране к семье проявляется особое внимание и отношение.

В семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются  человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Семья раскрывает все заложенные  в человеке способности, силы и дарования.

Издревле традиционный семейный уклад помогал ребенку познать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась  строить взаимоотношения с другими членами семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря участию в воспитании детей. С раннего детства девочка заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданое – пряла, ткала, вышивала. В девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, трудолюбие, здоровье.

Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью, включался в трудовую деятельность, входил в сложившуюся систему взаимоотношений. В 7 лет он участвовал в обработке пашни, в 8-9 – убирал хлеб, кормил скот, в 14 – владел косой,  серпом, молотом. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, резвость, трудолюбие, ум и смекалка – качества, необходимые для успешного труда.

Таким образом, дети осваивали в семье трудовые обязанности, овладевали практическими умениями, осознавали свои функции во взрослой жизни. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства.

Именно в семье поддерживались и передавались из поколения в поколение духовно-нравственные ценности, национальные и культурные традиции.

Современные родители вряд  ли задумываются о том, какие обычаи  лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место, где тебя примут таким, какой ты есть, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – это наш дом, наша семья.

Эти размышления побудили меня к созданию долгосрочного коллективного проекта «Семья – наследница рода».

Приоритетные задачи проекта:

- воспитание чувства любви и гордости за свою семью;

-воспитание уважительного отношения к старшим;

- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; родословной, укрепление связи поколений;

- развитие любви к своей земле.

В результате совместной деятельности учащихся, их родителей и учителя были созданы, оформлены и представлены проекты:

· «Моя семья»

· «Герб моей семьи»

· «Моя родословная»

· «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны»

Формами работы над проектом стали: беседы, праздники, сбор информации, чтение книг, творческие мастерские, посещение музеев, сотрудничество с городской  библиотекой, виртуальные экскурсии родительские собрания, работа с родительским комитетом,  конкурсы, посещение исторических мест нашего региона. 

Участниками  проекта были учащиеся начальных классов (2-3 класс), родители учащихся, бабушки и дедушки, педагоги гимназии, сотрудники городского  музея, библиотек города.

Ребята представляли свои работы на уроках истории, окружающего мира, внеклассных мероприятиях. Материалы проектов вошли в сборники. Творческие и исследовательские работы учащихся были использованы  при проведении  классных мероприятий, родительских собраний и представлены на конкурсах различного уровня.

В 1 классе ведется большая подготовительная работа по формированию уважительного отношения к семейным ценностям, осознание каждым ребенком роли семьи в жизни человека.

Работа над проектом начинается во 2 классе. На классном часе учитель рассказывает о том, что у каждого человека есть своя семья, дом.  Дом – это не только крыша над головой, это и близкие люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки. Семья – это продолжение нашего рода,  лица близких и дорогих вашей семье людей. Таким образом, стартует проект «Моя семья». Целью проекта  является изучение истории своей семьи, интересов, профессий, увлечений, совместных домашних делах. Детям  предлагаются  темы исследовательской деятельности: «Мир наших увлечений», «Моя мама самая - самая …», «Папа – защитник семьи», «Реликвии нашей семьи». В течение года учащиеся собирают материал  про свою семью.  Результаты своих открытий  дети  презентуют на классном празднике «Нет ничего дороже семьи».

Следующим этапом работы становится тема геральдики. Ребята ведут разговор о символах станы, города, гимназии.  Посещая занятия  в библиотеке, музее, дети узнают о том, что герб – это символ, передающийся из поколения в поколение, это оберег семьи, ее фамильная ценность. Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Его передали из поколения в поколение, он был для человека символом семьи, дома, Родины. Герб -  уникальная возможность увековечить свою семью, создать династию, основать род.

Ребятам было предложено попробовать создать свой семейный герб, отразив на нем профессии семьи, хобби, увлечения, интересы. Так началась работа  над проектом «Герб моей семьи». На итоговом  мероприятии  ребята представили свои работы, которые потом  вошли в сборник.

В 3 классе  дети начинают  изучение истории, где узнают о том, что еще с древних времен люди стремились к сохранению памяти о своих предках. Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево. Наука, которая изучала происхождение, историю и родственные связи людей, а также составляла родословные, назвали генеалогией. Вследствие этого появился термин генеалогическое дерево. 

Данная тема заинтересовала детей и  они решили создать генеалогическое дерево своей семьи, решив привлечь к этому всех своих родственников. Так появился проект «Моя родословная». Итогом работы стали родословные древа каждой семьи. Все свои работы ребята не только презентовали на классных мероприятиях, но и  бережно хранили в портфолио личных достижений.

Готовясь к очередному празднованию великой Победы 9 мая, разговор шел о войне. Война…  Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной Войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем  долгие четыре года. Война коснулась каждой семьи. Поиск информации о  родственниках (прадедушки, прабабушки) очень заинтересовал ребят, и  они  решили узнать, кто из родственников был участником войны, кто трудился в тылу, какие награды получили. Так появился новый проект «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны». Дети с особым чувством  собирали материал, опрашивали родственников, занимались поиском фотографий, воспоминаний. Материалы проекта  вошли в сборник «Чтобы помнили» и были представлены на гимназическом мероприятии, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Участие в проекте позволяет организовать совместную деятельность учащихся и их родителей, развивает творческие и коммуникативные способности ребенка, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень семьи.

Результатом долгосрочного коллективного проекта «Семья – наследница рода» можно считать:

- осознание каждым ребенком роли семьи в жизни человека и своей роли в жизни семьи;

- личностный рост и развитие ребенка через возрождение семейных традиций;

- укрепление духовных ценностей  семьи и повышение ее интеллектуального и культурного уровня;

- максимальная самореализация каждого ученика;

- родители – активные участники школьной жизни ребенка.

Данная работа позволяет повысить познавательную активность учащихся, развивает навыки самостоятельной деятельности, формирует умение обобщать и систематизировать знания, развивает творческие способности учащихся.

 

. . . . .