Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дидактические и сюжетно-ролевые игры при знакомстве с профессией шахтера в начальной школе

Дата публикации: 2022-02-20 10:19:50
Статью разместил(а):
Ярополова Светлана Вадимовна

Дидактические и сюжетно-ролевые игры при знакомстве с профессией шахтера в начальной школе

Автор: Ярополова Светлана Вадимовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 14», г. Кемерово 

 

Кузбасс. Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно. И отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас,
Пульсирует гордое имя – Кузбасс. 

Юров Геннадий 

Любовь к своей Родине начинается с любви к тому месту, где родился и вырос человек – это светлое, доброе чувство закладывается в человеке с рождения, именно поэтому необходимо с самого детства знакомить детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. 

Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из красивейших мест на Земле – Кемеровской области, которое теперь по праву носит гордое имя Кузбасс! Традиционно тремя «китами» кузбасской индустрии считались металлургия, углепром и химическая промышленность.

Сегодня Россия — третий на мировом рынке крупнейший поставщик угля (после Индонезии и Австралии), а кузбасская доля в этих поставках — почти 90 процентов.

Металлургия — вторая базовая отрасль Кузбасса. На долю региона приходится 63 процента магистральных и 100 процентов трамвайных рельсов.

Химическая промышленность — третий «кит» экономики области. В масштабах России Кузбасс производит каждую вторую тонну капролактама.

Проблема профессиональной ориентации очень актуальна. Поэтому знакомить с профессиями необходимо с раннего детства, начиная с дошкольного возраста и продолжая в начальной школе. Каждый ребенок должен владеть информацией о себе и о мире профессий.

Главной задачей педагога в начальной школе, дать детям понятие о различных профессиях и расширить представление об уже известных детям профессиях. Работа по профессиональной ориентации в начальных классах является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе. 

В начальной школе в рамках школьной общеобразовательной программы недостаточное количество уроков по ознакомлению детей с профессиями. Поэтому большое значение в воспитании у детей любви к труду, к людям различных профессий имеет внеурочная деятельность, в рамках которой реализуется профориентационная работа в 1-4 классах. 

Нами, как классными руководителями, реализуется программа воспитания, прошедшая экспертизу научно-методических продуктов общественно-профессиональной комиссии и получившая положительную оценку комплексной экспертизы, составленная из нескольких модулей, одним из которых является модуль «Профориентация», в который входят: профессиональное информирование, консультирование, психологическая поддержка, профориентационные игры, экскурсии на предприятия, олимпиады, творческие конкурсы. 

На занятиях внеурочной деятельности, мы совершаем с детьми путешествие в мир профессий. А в канун юбилейной даты - 300-летие образования Кузбасса, путешествия совершали под девизом «Время быть первыми».  

Итак, три «кита» экономики Кузбасса. Три главнейших профессии региона! И, конечно, ведущей здесь является профессия горняка или шахтёра.

Знакомство с этой удивительной профессией начинаем с истории открытия каменного угля, с ознакомления с его свойствами. Главной задачей такого занятия является развитие интереса к истории, к опытнической деятельности, развитию умения делать умозаключения.

На занятии ребята знакомятся с тем, как появляется уголь на Земле, где люди используют каменный уголь, кто и как его добывает, как отличить уголь от породы.

Для этого проводятся опыты, где ребята, сравнивая два камня, находят их различия и делают выводы, что цвет угля более насыщенный, он легче, чем порода, угольком можно рисовать, он не растворяется в воде, уголь раскалывается при ударе молотком.

В каждом классе есть семьи, где родители или кто-то из родственников являются горняками, или имеют профессию, связанную с добычей угля. Именно они и становятся помощниками педагогов в организации занятий по ознакомлению учащихся с этой профессией. Они рассказывают случаи из своей профессиональной жизни, интересные факты, необычные ситуации, с которыми сталкиваются на работе. Услышанную информацию, дополненную из различных источников, дети оформляют в виде книжек-малышек «Интересные факты о профессиях», «Мой папа – шахтер», в виде презентаций, сообщений на уроке или внеурочном занятии.

Среди учащихся начальных классов организованы агитбригады, которые в доступной, познавательной форме рассказывают ребятам о ведущих профессиях нашего региона, играют с ними в различные игры по профессиям: «Спускаемся в шахту», «Что подарит уголек?», «Путешествие уголька».

Особенно детям понравились дидактические игры с использованием макетов и пособий: «Кому что нужно для работы?», «У кого что?», «Ехали мы ехали, в шахту приехали», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь?», «История вещей: из чего мы сделаны?»

Ребята с удовольствием участвуют в играх, представляя себя настоящими шахтерами. Для этого мы проводим спортивные эстафеты, посвященные этому тяжёлому, но необходимому труду.

В эстафетах используются такие этапы как:  

· «Спустись в шахту» - с мешочком песка на голове, нужно добежать до обруча, пролезть сквозь него и вернуться к команде.

· «Шахтерский тоннель». Шахтёрам приходится работать глубоко под землёй, пробираться через завалы породы, идти по узким тоннелям, - ребятам нужно пролезть через тоннель из кубиков, пройти по скамейке, положить уголек в коробку.

· «Перевези уголь» - Шахтёры на месте! Уголь добыли, теперь поезд отвезёт его на-гора, то есть вывезет из шахты. Это очень тяжело, поэтому работать надо крайне аккуратно! -  дети перевозят уголек на детских машинках и разгружают его.

· «Подземный поезд» - Ну вот, уголь и доставили на – гора, то есть подняли на поверхность. Пора и рабочим подниматься из шахты - первый игрок проходит змейкой между кубиков, бежит за вторым игроком, и так пока все игроки не выстроятся паровозиком.

· Порой в шахтах случаются пожары, обвалы, опасные происшествия! Тогда в работу включаются спасатели. Их задача – спасти шахтёров из обвала, поднять их наверх – спасти им жизнь! Тогда следующий этап эстафеты будет - «Спасение шахтёров» - один ребенок стоит напротив команды, ему с помощью обруча нужно каждого члена команды перевести на другой конец зала.

· Завершает эстафету этап «Передай смену». В конце смены к шахтёрам приходят их коллеги - сменщики, чтобы продолжить добычу угля в шахте, ведь работа остановиться не может! Происходит передача смены – команда делится на две группы, которые встают напротив друг друга. По очереди дети бегут навстречу и передают каску шахтера, так пока все члены команды не поменяются местами.

В конце эстафеты происходит подведение итогов, вручаются грамоты.

Ребята с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, представляя себя в роли шахтеров.  

Таким образом, дидактические и сюжетно-ролевые игры выполняют социализирующую функцию при знакомстве младших школьников с профессиями и выступают эффективной формой учебного процесса. Профориентация младших школьников — это очень важная ступенька к правильному выбору профессии в будущем. А игры для школьников по профориентации – это только первые маленькие шаги к тому, что когда-нибудь станет смыслом их жизни.

  

. . . . .