Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками

Дата публикации: 2022-02-23 04:54:15
Статью разместил(а):
Седова Евгения Вадимовна

Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками

Автор: Седова Евгения Вадимовна

 

В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Эту проблему можно решать через проектно-исследовательскую деятельность, начиная с первого класса. Данную инновационную форму мы решили использовать и в профориентационной работе.

Целью работы по профориентации младших школьников является формирование представлений детей о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, изучение интересов и склонностей учащихся младших классов. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий. Детей необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий. И начинать нужно с тех профессий, которые детям хорошо знакомы. Чем шире их представления о мире профессий и чем больше профессий будет представлено ребятам, тем больше у них будет возможности в дальнейшем выбрать профессию по душе и не ошибиться. Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время. 

С первого класса мы приучаем своих учеников к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Темы проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из содержания занятий по внеурочной деятельности. Но при этом не предлагаем её сами, а стараемся подвести, подтолкнуть детей к выбору необходимой темы. Сегодня мы хотим вам представить один из проектов, выполненных учениками на внеурочных занятиях.

Выполнение проекта предусматривает следующие этапы:

1. Выбор проблемы (темы проекта).

2. Разработка проекта (планирование).

3. Технологическая стадия.

4. Результативная стадия (презентация и оценка результатов).

1. Выбор проблемы.

На занятиях курса внеурочной деятельности перед нами встали вопросы: «Какие главные профессии есть в нашем регионе, чем занимаются люди этих профессий, какую пользу приносят, какими орудиями труда пользуются, какую форму или обмундирование носят».

Оказалось, знаний для ответов на эти вопросы недостаточно. Именно поэтому возникла необходимость создания данного проекта.

Мы с ребятами решили, что выбранная нами тема проекта актуальна, потому что дает представления о мире профессий, направлена на развитие интереса к будущей профессии, на понимание роли труда в жизни человека, что является одним из компонентов психологической готовности младших школьников к профессиональному самоопределению

II. Разработка проекта.

Кузбасс славен добычей угля, металлургией и химической промышленностью, поэтому ведущими профессиями мы выделили профессии, связанные с этими отраслями.

Была проведена большая предварительная работа по формированию представлений у младших школьников путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Профориентационные мероприятия во внеурочной работе были представлены в виде классных часов и встречи с людьми разных профессий, экскурсий на предприятия или в музей, оформления классного уголка профессий, сочинений, конкурсов, ведения «профессионального портфолио», защиты проектов и ролевых игр, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.

Результатом нашего проекта стало создание лэпбука о разных профессиях и уделено особое внимание профессиям нашего региона. Одному найти и изучить столько информации невозможно. Поэтому решили, пусть каждый узнает что-то новое, потом соединим знания и познакомим с ними учащихся класса. А чтобы легче было найти свою «дорожку», было предложено сначала составить общий список тем.

Желающим раздали листки с темами. Ребята должны были вписать свои имена и фамилии и подчеркнуть выбранную ими тему. Были и такие, которые предложили свои. При выборе темы можно было посоветоваться с родителями.

При работе над проектом надо учесть, что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

Родители были приглашены оказывать помощь в работе над проектом. На родительском собрании была проведена консультация, а также индивидуальные беседы с родителями по интересующим вопросам.

Цель нашего проекта: создание лэпбука о профессиях жителей нашего региона. 

Задачи:

1. Изучить какие важные профессии в нашем регионе.

2. Выяснить, чем занимаются люди данных профессий, какими орудиями труда и приспособлениями пользуются.

3. Найти материал о том какую пользу приносят.

4. Подобрать пословицы, загадки, ребусы по теме проекта.

Каждый участник проекта защищал своё сообщение на внеурочном занятии.

Продолжительность проекта составляет 1 месяц.

Основными методами и приёмами явились: изучение научной литературы и интернет-ресурсов, сбор материала на тему проекта, обработка собранной информации, выступления с докладами на уроках и занятиях внеурочной деятельности, создание презентации, творческая работа: создание лэпбука, защита проекта.

III. Технологическая стадия.

На данном этапе мы с ребятами учились искать информацию, собирали интересные факты, работали с художественной литературой, учились выделять главное, поговорили со своими родителями, бабушками и дедушками. Посетили школьную библиотеку. Каждый ребенок готовил задания по своей страничке. Все с гордостью приносили и показывали их классу.

Вот что мы узнали.

1. Интересные факты о профессиях шахтера, химика, металлурга.

1 группа изучала материал об истории, о роли профессий, о чудесных превращениях угля, факты о металлах, о химических фокусах. Беседовали с родителями, родственниками, знакомыми и узнавали об интересных случаях, событиях, связанных с данными профессиями. 

Весь материал они разместили на карточках «Интересные факты о профессиях шахтера, химика, металлурга», а также предложили ребятам самим рассказать о любой профессии по плану «Расскажи о профессии».

2. Одень куклу в профессиональную одежду.

Этой темой занималась 2 группа. Они её сами предложили.

Нужно было узнать, во что одеваются люди, приступая к работе, чтобы работать было удобно, чтобы не пораниться и не испачкаться.  Из каких материалов должна быть выполнена эта одежда. 

По итогам своей работы девочки сделали и предложили поиграть в игру «Одень куклу в профессиональную одежду».

3. «Кому, что нужно для работы».

Представителям третьей группы захотелось выяснить, какими приспособлениями и инструментами пользуются специалисты в разных отраслях. Почему именно эти инструменты нужны специалистам. И как они ими могут воспользоваться.

Найденный материал они оформили в игре «Что кому?».

4. «Собери мозаику и пазлы».

Данное задание подготовили члены четвертой группы. Они нашли иллюстрации. Поделили их на части и предложили одноклассникам сначала собрать по образцу, а потом самостоятельно – без образца.

5. «Проведи опыт в химической лаборатории».

Одним из интереснейших занятий для ребят оказались «Проведи опыт в химической лаборатории». Ребята пятой группы были в восторге от увиденных опытов, проведенных в школьной химической мини лаборатории. Эти занятия их воодушевили на поиск различного рода химических опытов для малышей и главное посильное участие в этих опытах. Об этом они рассказали в мини-книжке «Проведи опыт в химической лаборатории».

6. Подборка стихов, загадок, ребусов по профессиям.

Шестая группа подбирала стихи, ребусы, загадывали одноклассникам загадки. Оформили карточки, которыми могут пользоваться ребята класса, книжку «Картотека загадок о профессиях». Нашли книгу Евгения Сосновского «Книга о профессиях в картинках и стихах. Кем мне стать».

7. «Найди лишний предмет».

Представители седьмой группы подготовили не менее интересный материал. Нужно к каждой иллюстрации по профессии подобрать только те картинки с изображением предметов, которые необходимы людям этой специальности. Таким образом найти лишний предмет. Данное задание можно выполнять в книжке-малышке, которую изготовили ребята.

4. Результативная стадия.

Таким образом, реализация проекта «Профессии Кузбасса» позволила расширить кругозор, познавательный интерес, сформировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.

Подводя итог, следует отметить, что коллективно созданный лэпбук и его презентация стал результатом хорошо организованной проведенной профориентационной работы. Такая совместная деятельность помогает сплочению дружного работоспособного коллектива, не оставаться равнодушным к делам класса. Он помог вовлечь родителей в жизнедеятельность класса, увидеть своих детей в настоящем деле. 

Воодушевленные ребята приняли участие в выставке рисунков «Хороших профессий на свете не счесть».

 

Список литературы:

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  5. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
  6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность обучающихся. – М., 2005.

  

. . . . .