Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование читательской грамотности у обучающихся с помощью акцентного вычитывания

Дата публикации: 2020-03-10 11:53:48
Статью разместил(а):
Дугинова Елена Анатольевна

Формирование читательской грамотности у обучающихся с помощью акцентного вычитывания

Автор: Дугинова Елена Анатольевна

ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)», г. Самара

 

Аннотация: в статье рассматривается учебно-развивающая работа по формированию читательских умений у дошкольников и младших школьников с помощью метода акцентного вычитывания (слушания).

Ключевые слова: формирование читательской грамотности, акцентное слушание, метод акцентного вычитывания, читательские умения.

Тематическая рубрика: начальная школа.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Основы читательской грамотности закладываются, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в подрастающем человеке слушателя.

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

  • чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

  • прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

  • беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

  • чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

  • разучивание стихотворений;

  • чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

  • проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

  • самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

  •  нахождение информации;

  • интерпретация текста;

  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Основные типы учебно-развивающей работы, способствующие формированию читательских умений:

1. Непосредственно-эмоциональное вслушивание. Этот вид работы с текстом, прежде всего, направлен на развитие эмоциональной сферы подрастающего читателя.

2. Вычитывание / слушание (интерпретация, толкование) текста в основном способствует формированию позиции читателя-критика.

3. Работа в позиции «автор», которая «вырастает» из позиции «читатель-критик» и приобретает самостоятельное значение при создании читательского (критического) отзыва.

Акцентное «вычитывание» текста (для детей дошкольного возраста акцентное слушание) можно рассматривать как разновидность «медленного чтения» и как прием выборочно-направленного анализа литературного произведения, способствующей становлению собственной позиции читателя.

Педагог целенаправленно выбирает в тексте определенные моменты, помогающие ему решить конкретную задачу: провести наблюдения за развитием образа переживания в лирическом стихотворении, собрать материалы об одном из героев эпического или драматического произведения, посмотреть на события глазами одного из героев и т.п. Ведущим видом работы, обеспечивающим становление позиции «читателя», выступает акцентное вычитывание, т.е. «вычерпывание» из текста определенных моментов, существенных для понимания смысла текста и авторской позиции. При таком способе работы педагог заранее «назначает» задачу вычитывания.

Акцентное вычитывание (слушание) разные формы по мере читательского развития детей. Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной групповой работы, в процессе которой дети постоянно переходят от слушания текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение, подтвердить его, «доказать текстом». Это позволяет отсечь прочтения, неадекватные авторскому замыслу, и в то же время раскрывает возможные варианты индивидуальных прочтений, этому замыслу не противоречащих.

В процессе беседы педагог выделяет и анализирует три уровня восприятия художественного произведения: эмоциональный, идейно-смысловой, ценностный. Беседа проявляет уровень развития деятельности читателя, у всей группы в целом и у каждого ребенка. Достигается единое адекватное прочтение текста, понимание автора. Такой результат будет достигнут быстрее, если беседа будет проходить в форме свободного обсуждения, где все участники могут свободно общаться.

В школе эту работу следует переводить в форму индивидуального письменного сочинения, соответствующую определенным литературно-критическим жанрам. Ученики, выражая свои читательские мнения, становятся уже не только читателями-критиками, но и авторами-критиками. Сначала такие сочинения могут иметь форму свободного читательского отзыва - «читательские мнения». Первые отзывы должны появляться уже к концу начальной школы. Некоторые сочинения-отзывы о лирических стихотворениях можно проводить до изучения текста стихотворения в классе. Благодаря возникающей необходимости обращения к художественному тексту в поисках доказательных обоснований своих прочтений углубляется понимание текста, выявляются наиболее трудные для понимания моменты, оценивается допустимое и недопустимое в свободной интерпретации.

При работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание образа-переживания лирического героя. Эта задача ставится перед маленькими читателями в виде вопроса: "Как развивается настроение рассказчика в стихотворении?" Процесс вычитывания начинается с выявления в тексте "лица говорящего" (рассказчика). Следующий этап – вычитывание развития чувства-мысли рассказчика, его настроения, вызываемого различными событиями жизни. Понять внутренний мир героя невозможно без осмысления образных средств речи, среди которых особое место занимают сравнения, метафоры, а также звуковой рисунок авторской поэзии. На первоначальном этапе литературного развития детей акцентное вычитывание протекает в форме коллективной групповой работы, в процессе которой дети постоянно переходят от "слушания" текста к его толкованию, отвечают на вопросы и обосновают свое мнение, опираясь на доказательства, взятые из текста. Позже эта работа переходит в индивидуальную письменную форму – сочинение - отзыв о произведении.

Примеры использования акцентного вычитывания (слушания)

Работа со стихотворением.

Акцентное вычитывание стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Беседа по вопросам:

Кто рассказчик? (Рассказчик – герой, так как есть слова "к нам").

Какая "картина жизни", о чем стихотворение? (Зимняя буря, зимний вечер).

Какое настроение вызывает эта "картина жизни" у рассказчика? (Грустное, мрачное).

Докажите текстом это настроение (Завоет, заплачет).

С кем сравнивает рассказчик бурю? (Со зверем, с дитятею).

Зачем он это делает? Какие чувства он испытывает при этом? (То, как зверь она завоет – страх; то заплачет, как дитя – жалость; то, как путник запоздалый – ожидание, чувство одиночества). Пушкин находился далеко от своих друзей и очень скучал по ним.

Как называется прием, когда один предмет сравнивается с другим? (Сравнение).

Какую роль играет сравнение? (Помогает автору лучше выразить свои чувства и мысли).

 

Работа с эпическим текстом.

Акцентное вычитывание сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Прочитайте первый абзац. О чем сообщает нам рассказчик-повествователь? Как оценивает ситуацию? («Хорошо было за городом»).

Какой рисунок можно вывесить первым для составления диафильма?

Тот, кто правильно ответил на поставленный вопрос, пойдет вывешивать рисунок к диафильму.

Какое настроение у РП? (Он восхищается. В природе все прекрасно.)

Почему вы так считаете?

Что мы можем ждать от сказки с таким прекрасным началом? (Читатель ожидает веселую интересную историю).

Но увы, до самого конца ничего веселого не будет. Утенку долго будет плохо.

Итак, мама-утка сидела на яйцах, «сидела она уже давно и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»? (Ей скучно.)

Что было дальше? (Вылупились птенцы).

Каким был следующий день? (В природе опять все хорошо.)

Найдите это в тексте.

Все утята, в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Все хорошо «ведь некрасивый серый утенок не отставал от других».

Скоро добрались они до птичьего двора. И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик?  (На птичьем дворе драка. Две семьи дрались из-за одной угриной головки. И в конце концов, она досталась кошке.)

О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит? (Рассказчику смешно.)

Как к обитателям птичьего двора относится утка? Согласен ли с ее отношением рассказчик? (Утка восхищается знатной уткой испанской породы. А знатность заключается в том, что у нее на лапке красный лоскуток, и она «такая жирная». Рассказчик так не думает. Человеку смешно.)

Акцентное вычитывание сказки К.Г. Паустовского «Волшебное колечко».

Дети после прослушивания называют внутренние черты героев.

Варюша. Добрая – пошла зимой за махоркой для деда, поделилась махоркой с солдатами, а не продала; доверчивая – верит бойцу; любопытная – нарушает договор. Сказочные черты: загадывает желание, как сказочная героиня. Несказочные черты: отказывается от третьего желания, не хочет в другие земли со всеми их чудесами, хочет остаться со своим дедом на своей земле – любит родную землю, родные места.

Боец, подаривший колечко. «Веселый», шутит, «посмеивается», но шутит любовно – «цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». Может, и колдун – «его даже мина не брала», хотя это может говорить и о боевом опыте человека.

Если рассматривать это произведение как рассказ, то выходит, что Варя – просто мечтательница, еще очень маленькая и наивная, верит в чудеса. А боец – шутник, по-доброму шутит с наивной девочкой. Как же нам быть? К какому жанру все-таки отнести это произведение?

Итог обсуждения. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, то, значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Каков ведущий эмоциональный тон этой сказки? В волшебной сказке, как вы помните, преобладает волшебное, торжественное, таинственное настроение, а в бытовой – юмористическое. А у Паустовского?

Дети вспоминают и называют отрывки из текста, которые, по их мнению, наиболее ярко выявляют настроение, его переходы – от шутливого к таинственному и пр.

И в результате складывается какое-то особое настроение, отличное от настроения как волшебной, так и бытовой сказки. В авторских сказках так часто бывает. И все это потому, что автор не придерживается строгих правил создания сказки, которыми руководствовались народные авторы. Писатели, пишущие сказки, легко соединяют черты разных типов сказок, вводят совершенно несказочные эпизоды и многое другое. Поэтому и читателю с авторской сказкой работать труднее, труднее понять задачу автора, проникнуть в его замысел. И выразительное чтение, соответственно, требует иного подхода. Вы сами, наверное, заметили, что сейчас, когда вы вычитывали настроение, вам было трудно. И читатель, который понял произведение, должен уметь написать о нем отзыв.

Список литературы:

1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

2. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009.

3. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - № 5.

4. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008.

5. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.

7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. – 2003.

 

. . . . .