Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие мыслительных операций «анализ» и «синтез» при работе с текстом на уроках французского языка

Дата публикации: 2022-05-15 11:19:50
Статью разместил(а):
Положай Светлана Вадимовна

Развитие мыслительных операций «анализ» и «синтез» при работе с текстом на уроках французского языка

Автор: Положай Светлана Вадимовна

ГБОУ "Гимназия № 271", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В данной статье рассматривается умение выстраивать процесс формирования читательской грамотности с учетом его методологической составляющей. Представлены возможные формы работы со сплошными и несплошными текстами, направленные на развитие мыслительных операций «анализ» и «синтез». Обосновывается целесообразность использования системы согласованного обучения. Данная работа может быть полезна учителям иностранного языка при выборе стратегии работы с текстом.

Ключевые слова: читательская грамотность, анализ, синтез, система согласованного обучения, сплошные и несплошные тексты, афиши, диаграммы.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Cистема согласованного обучения - это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую. Формирование мыслительных операций является важнейшим элементом технологии согласованного обучения. Чтобы эффективно обучать, нужно понимать процесс обучения с точки зрения включения в образовательный процесс, помимо традиционных содержания и технологий, компонентов, связанных с целенаправленным развитием учащихся, в частности, с развитием интеллекта школьников.

Базовые обобщенные приемы умственной деятельности или мыслительные операции это: сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, перенос. Конечно, мыслительные операции не существуют независимо друг от друга, но анализируя программный материал, возможности учащихся, цели локального характера учитель самостоятельно определяет возможность и необходимость привнесения той или иной мыслительной операции или ее элементов в образовательный процесс, в конкретный урок.

Анализ и синтез пронизывают весь учебный процесс и являются, таким образом, универсальными метапредметными умениями, поэтому целесообразно развивать мышление учащихся через совершенствование именно этих операций.

Анализ – логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически раскладывается на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть целого, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема – синтеза – в целое, обогащенное новыми знаниями. Синтез – мысленное соединение частей предмета, установление взаимодействия и связей этих частей, познание этого предмета как единого целого. Синтез неразрывно связан с анализом, который является, в известной степени, началом изучения любого объекта.

Объектами анализа и синтеза могут быть сплошные и несплошные тексты. Сплошные тексты состоят из предложений, которые соединены в абзацы или главы, разделы и книги (например, газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы и письма). Несплошные тексты чаще всего организованы в табличном формате (например, списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы и формы). Таким образом, они требуют иного подхода к чтению, чем сплошные тексты.

Работая со сплошным текстом, в первую очередь, важно придерживаться основных этапов работы с текстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Дотекстовый, текстовый состоят из упражнений на формирование мыслительной операции – анализ. Послетекстовый – синтез.

Пример работы со сплошным текстом (газетная статья) 

I. Дотекстовый этап.

1. Прочитайте заголовок, дайте 3-5 ключевых слов, которые, по вашему мнению, должны быть в статье.

2. Просмотрите композицию статьи: каким образом она составлена?

3. Просмотрите статью, скажите, о чем идет речь в статье.

4. Просмотрите статью и ответьте на вопрос: цель статьи убедить читателя или информировать.

5. Какие фразы точнее передают содержание статьи?

6. Прочитайте фразы и оцените их достоверность, заполните таблицу. Названия колонок: synthèses (утверждения), avant la lecture (до чтения). В данном задании учащимся предлагается прочитать фразы и оценить их достоверность ещё до чтения текста, сделать предположение, пользуясь личным опытом и экстраполяцией. 

II. Текстовый этап

1. Оцените достоверность фраз и обоснуйте их. Названия колонок таблицы: synthèses (утверждения), après la lecture (после чтения), justification (обоснование).

2. Найдите синонимы, антонимы, однокоренные слова.

3. Кластер. Схематично представьте данные статьи. Кластер -  один из методов критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.

III. Послетекстовый этап.

Заключительный этап работы со сплошным текстом - послетекстовый этап, направлен на развитие мыслительной операции – синтез. «Передайте содержание текста, используя план и схему». 

Таким образом, при работе со сплошным текстом мы стремимся формировать 3 группы читательских умений:

1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).

2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение).

3. Осмыслить и оценить (сообщение).

Пример работы с несплошными текстами (афиши, диаграммы).

Работу с афишей лучше построить исходя из того, что синтез предполагает прогнозирование. Прогноз осуществляется действием одного из основных принципов мышления — экстраполяцией. Экстраполяция позволяет по-новому объединять расчлененные данные, но с учетом личного опыта и делать перенос знаний об одних предметах, явлениях, процессах на другие.

С этой целью скрываем на афише квадраты с информацией, которую можно спрогнозировать, предоставляем возможность сбора недостающей информации, задаем вопросы. Привычная работа по активизации в речи лексического материала состоит из ответов на вопросы учителя и заполнения таблицы с информацией.  

Заполнение таблицы – это универсальное учебное действие, применяемое в рамках различных учебных дисциплин, это эффективное средство формирования аналитико-синтетических умений по сворачиванию информации, метод систематизации и структурирования.

В заключение предлагается передать основное содержание статьи, т.е. соединить, выделенные в ходе анализа элементы, в единое целое.

Афиши по одной теме можно подобрать разные, разработать упражнения, двигаясь от анализа к синтезу. Афиша, как и реклама, всегда привлекает внимание учащихся своей наглядностью, помогает поддерживать интерес к уроку, с тем условием, что она не только соответствует изучаемой теме, но и содержит «свежую» актуальную информацию.

Использование диаграмм в образовательных целях также способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, среди которых умение применять и преобразовывать знаки и символы, схемы и модели для решения учебных задач.

Работа с графическими знаками заключается в умении вербально передать представленную на диаграмме информацию. Первая группа приемов при работе с диаграммой направлена на простое извлечение информации и на понимание слов и выражений. Вторая группа приемов направлена на анализ, интерпретацию и синтез информации. 

С помощью диаграмм можно развивать умения анализировать и синтезировать информацию, структурировать материал, а также умение дискутировать на различные темы, выражать и отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению одноклассников. 

Представленные здесь тезисы являются элементами уроков, предполагающими возможность переноса на другие предметы. Данный подход в рамках системы согласованного обучения способен формировать синтетическое и аналитическое мышление путем выстраивания образовательного процесса на основе активной реализации межпредметных связей методологического характера. Возможно создание условий, при которых одинаково на всех учебных дисциплинах будут реализовываться мыслительные операции в рамках и на базе определенных предметов. Абстрактные модели мыслительных операций будут локализоваться применительно к вполне конкретному материалу какой-либо учебной дисциплины. При этом структура операции в процессе такой локализации не затрагивается, не изменяется. 

Естественно, что на каждом уроке, в рамках практически любого вида учебной и внеучебной деятельностей используются в той или иной степени все обобщенные приемы умственной деятельности. Однако следует отметить, что материал конкретного урока во многом определяет выбор доминирующей мыслительной операции, как на продемонстрированных элементах уроков – анализ и синтез. Преподаватель, организующий образовательный процесс, сам вправе избрать операцию для целенаправленного формирования и в соответствии с ее структурно-логической схемой выстроить логику проведения урока.

 

Список литературы: 

1) Комаров Б.А., Панкова Н.М., Спиридонова Л.Е., Федоров С.В. Система согласованного обучения: Материалы и разработки.: Пособие для учителей / Комаров Б.А., Панкова Н.М., Спиридонова Л.Е., Федоров С.В. – СПб: Центр информационной культуры, 2001. - 96 с.  

2) Комаров Б.А. Теория и практика согласованного обучения: моногр. /Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена – СПб, 2006. – 298 с.

3) Лысиченкова Светлана Алексеевна Стратегии работы с различными источниками информации на уроках французского языка: учебное пособие — Санкт-Петербург: Лема, 2021. — 79 с.  

4) Рахимова М.И. Синтез и анализ лингвистической системы / М.И. Рахимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1159-1161.

. . . . .