Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Путь в профессию

Дата публикации: 2022-05-31 18:50:37
Статью разместил(а):
Забава Галина Васильевна

Путь в профессию

Автор: Забава Галина Васильевна 

ГБПОУ «Технологический колледж № 34», г. Москва

 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности профессионального и личностного самоопределения учащихся, определены некоторые подходы к формированию и закреплению современных технологий в образовательном процессе, реализация которых будет способствовать повышению личностной самореализации.

Ключевые слова: личностное самоопределение, социально-трудовая адаптация, трудовой потенциал, трудовые отношения, профессиональный путь.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

"Кто не знает куда идти, очень удивится, попав не туда". М.Твен.

Одной из наиболее актуальных проблем в условиях нашего интенсивно изменяющегося общества является проблема профессионального самоопределения.  Вопрос личностного и профессионального самоопределения учащихся в процессе выбора профильного маршрута сложен. Его необходимо готовить к тому, чтобы он смог стать подлинным субъектом своего профессионального и личностного самоопределения [8]. 

Отличительной особенностью современного этапа развития профессионального образования, является решение новых задач, подходов и методов, использование нетрадиционных технологий в образовательном процессе. В настоящее время более чем когда-либо ранее оказались в зависимости  от степени участия в учебном процессе все заинтересованные стороны. Поэтому, ключевой составляющей, сегодня для любого образовательного учреждения является формирование благоприятной среды, в которой развиваются творческие способности студентов, реализуется трудовой потенциал и в результате они получают удовлетворение от выполненных заданий и признания своих достижений.

Происходящие изменения в системе профессионального образования обнаружили ряд социальных противоречий, которые необходимо учитывать при определении целей, содержания и форм организации трудовой подготовки учащейся молодежи.

Проблема профессии, профессионала, профессионализма уже много лет среди наиболее острых и обсуждаемых в учебных заведениях. Она волнует педагогов и методистов, социологов и психологов, экономистов и политологов. И не случайно! Потому что речь идет о качественном уровне жизни человека во всех сферах его жизнедеятельности и решении проблем будущего. Ведь само слово профессия professio, происходящее от profiteor «объявляю своим делом» связано с приобретением особых знаний и умений, обеспечивающих принятие обществом личности как владеющей определенной особой деятельностью, нужной другим, выделяемой обществом, оцениваемой им. И одновременно это «объявленное дело» вычленяет личность из числа других. Профессия сегодня становится важным условием и основанием самоопределения учащейся молодежи.

На всем протяжении истории существовали разные уровни состояния и понимания  профессий, разным профессиям отводилось разное место в социальной, экономической и культурной жизни общества. Исчезали одни из них, возникали другие.

Росли требования к профессионалу и углублялись профессиональные задачи. Возрастало значение профессий, и общество уделяло все большее внимание им.

Через все пространство исторического развития профессии проявляются главные принципы их осуществления: определение их роли в обществе и самоопределение во всей сложности производственного, социального, культурного содержания.

Нет необходимости доказывать исключительную важность овладения профессией в жизни каждого человека. Трудовая деятельность заняла важное место сегодня в иерархии личных ценностей молодых людей. Очевидно, что профессиональная деятельность, удовлетворяя основные потребности  и охватывая большую часть жизни работающего человека, должна стать одной из его приоритетных ценностей. Чтобы трудовая деятельность заняла достойное место в списке важных и значимых личных ценностей студентов, необходимо с ранних этапов профессионального становления видеть каждому из них свою связь с целями и задачами избранной профессии.

Привлечение студентов к проектированию своего образования может, с одной стороны, укреплять профессиональную устремленность, а с другой - служить образцом для построения жизненной и профессиональной стратегии.

Поэтому, рассматривая профессиональную деятельность не как неизбежную тяготу жизни – такую смысловую нагрузку часто несет термин «работа», - а как один из основных способов осуществления жизни и личностной самореализации (именно в этом смысле размышлял Л.С. Выготский).

Каждый знает из собственного опыта, что путь к овладению профессией сложный. Вхождение в профессиональную деятельность требует от современного молодого поколения не только настойчивых усилий  по освоению будущей профессии, но и значительной перестройки самосознания в целом. Ставя перед собой  какую-либо цель, студент должен вообразить конечный результат. Только в этом случае производится действие, отвечающее намеченной цели. Именно образ стимулирует и направляет его. Недостаточно сказать: «Я хочу сделать то-то», нужно еще, как верно заметил Писарев, забежать воображением вперед и представить это «что-то» в его завершенности. Только тогда возникает напряжение душевных сил, направленных на осуществление желаемого. Недостаточно заявить: «Я хочу стать профессионалом своего дела». Нужно еще представить себе привлекательный образ профессионала, чтобы почувствовать стремление стать им. Нужно представить будущую профессиональную деятельность, чтобы она приобрела значимость и ценность в собственных глазах.

Сегодня часто можно слышать о том, что, проучившись три или четыре года в профессиональном учебном заведении, выпускник так и не научился ценить свою профессию, не осознал своего призвания.

Причины могут быть разными, но одно очевидно: выбор будущей профессии делался не самостоятельно, а под влиянием родственников, знакомых, друзей, иногда случайно под воздействием информационных источников. В результате снижается ценность профессиональной самореализации учащегося.

У студентов, а затем молодых специалистов, выбравших профессию не по призванию, трудовая жизнь оказывается будничной и рутинной, без интересных событий.

На выбор профессионального пути сегодня все чаще оказывают влияние и прагматические соображения, среди них: социальный престиж профессии, престиж учебного заведения, приобретение знаний для решения личных проблем. Однако этот путь может привести будущего выпускника в тупик.

Случайный и ошибочный выбор профессионального пути может стать причиной сниженной ценности профессиональной самореализации. Однако существует целый ряд проблем у выпускников и на пути социально-трудовой адаптации.

Пространство социально-трудовой адаптации молодого поколения в условиях рыночной экономики представляет собой сложнейший комплекс взаимоотношений, противоречий интересов. В настоящее время на системном уровне не существует отдельно выделенного пространства реализации программ социально-трудовой адаптации, содержанием которых являлось бы целенаправленное формирование у молодежи реального опыта трудовых и производственных отношений средствами комплексного взаимодействия программ профессионального образования, социальной адаптации и трудоустройства. Сегодня нет реально действующих механизмов включения молодых людей в трудовые отношения.

Отсутствие стабильного социального заказа на подготовку кадров со стороны предприятий, фирм, организаций, образующих экономическое пространство и инфраструктуру социальной среды, есть следствие разрушенного отраслевого и отсутствия нового действующего механизма взаимодействия инфраструктуры и профессионального образования. В этой сложившейся ситуации сегодняшние выпускники должны уметь быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, расширять и изменять род своих профессиональных занятий, знать, где на рынке труда именно их профессиональные умения и навыки могут быть востребованы.

В наши дни проблема профессии как знания и умения вести свое дело приобретает особый смысл.

Таким образом, чтобы сознательно осуществлять свои жизненные планы, успешно решать профессиональные задачи современному выпускнику необходимо самому активно конструировать собственное будущее.

Стремление современного молодого поколения реализовать себя через свою профессиональную деятельность является одной из основных культурных ценностей. Поэтому укрепление и поддержание  устремленности должно стать основной заботой профессионального образования. Чтобы проект собственного образования и дальнейшего профессионального становления не превратился в пустую схему необходимо придать ему побудительную силу. Поэтому будем надеяться, что с появлением новых веяний в системе профессионального образования профессиональный путь и самоопределение студентов существенным образом переменится в лучшую сторону.

Только сам человек является вершителем своей судьбы и сам отвечает за те дороги, которые  выбирает. Только смысл придает  ценность деяниям и поступкам, наполняет душу надеждами и стремлениями. И только образ желаемого будущего фокусирует, собирает воедино душевные силы и побуждает в творческом порыве претворить свои идеи в жизнь.

 

Список литературы:

1. Бендюков М.А. Соломин И.В. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт-Петербург, издательство: Речь, 2006г. – стр.34.

2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. издательство: Издательство МГУ 1996г. стр.122.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе, издательство: Знание, М. 2006г. стр.191.

4. Григорьева М.В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды, издательство: Мир психологии. – 2008г. стр.93-101.

5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, издательство: Инфра – М. 2008г. стр.41.

6. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. Издательство: Академия 2008г. стр.21.

7. Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности», издательство: «Манн, Иванов и Фербер» М. 2014г. стр.98-99.

8. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Издательство: Феникс 2005 стр.78.

9. Чижова Л.С. Инновационная экономика: занятость, трудовая мотивация, эффективность труда, Издательство: Экономика 2011г. стр.351.

10. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере». Издательство: Академия, 2012г. стр.8.

 

. . . . .