Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Начинаем изучать теорию географии с вопросов после параграфа учебника: методика осмысления текста

Дата публикации: 2022-06-15 13:29:53
Статью разместил(а):
Чеченева Ирина Николаевна

Начинаем изучать теорию географии с вопросов после параграфа учебника: методика осмысления текста

Автор: Чеченева Ирина Николаевна

ГАПОУ СО «УОР № 1 (колледж)», Екатеринбург

 

Аннотация: В статье описан методический прием для самостоятельной работы ученика с теоретическим текстом в учебнике географии. Прием рассчитан на повышении осмысленности чтения текста учебника.

Ключевые слова: осмысленное чтение, теория в учебнике, география.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Стандартный фронтальный урок предполагает изучение нового теоретического материала с рассказа учителя. Одной из целей такой мини-лекции учителя, безусловно является необходимость расставить приоритеты в той информации, которая представляется ученику. Учитель не просто структурирует материал, но и всеми доступными ему способами акцентирует внимание детей на самых важных системообразующих моментах. Именно такой подход позволяет ученикам более осмысленно воспринимать новую информацию. Несмотря на то, что фронтальный урок в системе ФГОС перестает быть единственно возможным типом урока, но при объяснении нового материала он используется достаточно часто.

В системе школьного образования нередко бывают случаи, когда дети не могут по тем или иным причинам присутствовать при объяснении учителя. В такую ситуацию часто попадают, например, дети из спортивных школ и училищ. Уезжая на соревнования и сборы, они вынуждены большой процент учебного материала изучать самостоятельно. Конечно, в современном мире имеются такие средства, как видео лекции, которые в какой-то мере заменяют очные объяснения учителя, но все же ничто не может исключить текст учебника как основного информационного материала. Ведь и после объяснения учителя, учащиеся все равно обращаются к тексту учебника.

Стандартная система, по которой учащиеся «прорабатывают» новый материал учебника, состоит в том, что ученик читает текст, а потом отвечает на вопросы после параграфа. Собственно, если ученик уже умеет осмысленно читать тексты, при первом же прочтении может выделить главное, структурировать текст, то в такой системе нет ничего плохого – она достаточно рациональна. Однако внимание ФГОС к осмысленному чтению показывает, что это универсальное учебное действие не формируется спонтанно у большинства детей. Значит, нужна особая работа по формированию этого навыка. В данной статье описан один из приемов, который позволить научить детей более осмысленно читать тексты параграфа географии при самостоятельном изучении материала. Для примера возьмем учебник географии для 7 класса и рассмотрим параграф 9 «Строение и свойства географической оболочки». [География : География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев. – М. 2014.]

Как и указано в заголовке данной статьи, ребенку предлагается изменить систему изучения материала на прямо противоположную. Сначала ребенок должен прочитать и осмыслить вопросы после параграфа, для того чтобы подготовить основу для осмысленного чтения. В данном параграфе есть 3 основных вопроса:

1. Каково строение (состав и взаимодействие межу компонентами) географической оболочки?

2. Какие свойства присущи только географической оболочке?

3. Благодаря чему географическая оболочка является целостным природным образованием?

Недостаточно будет просто предложить ребенку найти ответы на эти вопросы в учебнике. Чаще всего, они будут искать предложение с прямым ответом на вопрос: «Строение географической оболочки представляет собой …», «Только географической оболочке присущи свойства …», «Географическая оболочка является целостным природным образованием благодаря …». Если таких предложений нет в параграфе, то ученики часто просто в качестве ответа зачитывают (или списывают при письменном выполнении) абзац, в котором встречаются эти слова.

Нужно предложить ребенку задать «вопросы к вопросу», сделать некие предположения об ответах, а потом проверить их при чтении параграфа. Например, в первом вопросе можно выявить несколько вопросов и предположений:

1. 1. В географическую оболочку входят компоненты. Что является компонентами, как они выглядят?

1.2. Компоненты взаимодействуют. В чем проявляется взаимодействие, каковы причины взаимодействия, как «технически» проходит взаимодействие?

1.3. Каждый компонент взаимодействует с каждым, или только отдельными парами?

1.4. Что называется географической оболочкой?

1.5. Почему это называется оболочкой, что она обволакивает?

Во втором вопросе можно уточнить:

2.1. Какие вообще бывают географические свойства?

2.2. У чего, кроме географической оболочки имеются свойства?

2.3. Какие свойства у других географических объектов (примеры)?

2.4. Какие свойства могут быть общими у географической оболочки с другими объектами, а какие различны?

К третьему вопросу могут быть заданы следующие вопросы:

3.1. Какие бывают природные образования?

3.2. Что такое целостное природное образование и чем оно отличается от нецелостных образований?

3.3 Как отличить целостное и нецелостное природное образование?

3.4. Какие основные признаки целостного природного образования?

Именно задание «задать вопросы к вопросам» Может быть предложено детям в качестве письменного задания перед чтением параграфа. Дальше может проходить общая дискуссия, в которой дети предлагают свои варианты вопросов и оценивают их продуктивность с точки зрения понимания нового материала, его систематизации. Таким образом, поле таких вопросов становится общедоступным. Дети могут расширить свои представления о том, какие вопросы вообще могут появляться при изучении теории. В классе всегда есть несколько детей общепризнанных лидеров в понимании любого материала. Именно они будут инициаторами наиболее продуктивных вопросов. Предоставляя свою обычную внутреннюю работу на обозрение всем учащимся, они «выдают секреты» своей успешности – важны упреждающие правильные вопросы.

Далее можно читать параграф учебника. На некоторые вопросы в параграфе есть исчерпывающие ответы. Но есть и вопросы, ответы на которые придется искать в других параграфах или даже в Интернете. Возможно, на эти вопросы ответит учитель или подготовит презентацию кто-то из учеников. Нужно отметить, что презентацию, которая была подготовлена для ответа на личностный вопрос, учащиеся будут слушать с удвоенным вниманием, а также оценивать, насколько такая презентация оказалась полной и исчерпывающей. После такой работы можно выполнить дополнительную работу: записать те вопросы, на которые еще есть ответы в параграфе. Например, о роли живых организмов и их влияние на географическую оболочку.

Очевидно, что такая работа с параграфом требует достаточных временных ресурсов. Нельзя каждый параграф отрабатывать в таком режиме. Однако несколько наиболее удобных для такой работы параграфов в год позволят детям увидеть новую систему осмысленного чтения текстов. Кто-то из детей освоит ее на высоком уровне и в дальнейшем будет использовать ее для самостоятельного изучения нового материала. Кто-то просто познакомится с принципиально новым подходом. В любом случае осознанность чтения повысится.

 

. . . . .