Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение онлайн сервисов при подготовке к Всеармейской олимпиаде по английскому языку

Дата публикации: 2022-08-18 11:35:39
Статью разместил(а):
Фисенко Евгения Юрьевна

Применение онлайн сервисов при смешанной форме организации учебного процесса в группе по подготовке к Всеармейской олимпиаде по английскому языку

Автор: Фисенко Евгения Юрьевна

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», Оренбург

 

Аннотация: В статье анализируются результаты внедрения дистанционных образовательных технологий при смешанной форме организации учебного процесса. Автор подробно описывает преимущества применения онлайн сервисов в группе по подготовке к олимпиаде по английскому языку.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, смешанная форма организации учебного процесса, олимпиада, онлайн сервисы, платформа.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В условиях развития образовательных технологий одним из современных подходов к организации образовательного процесса является создание особой образовательной среды, способствующей процессу усвоения знаний. Сейчас мы наблюдаем модернизацию образовательного процесса с использованием инновационных методов обучения, которые нацелены привнести изменения в способы и методы обучения и учения, но при этом должны сохранить основополагающие подходы к обучению.

Современные обучающиеся обладают навыками самостоятельного поиска информации, владеют современными устройствами с выходом в Интернет, поэтому задача преподавателя построить учебный процесс так, чтобы максимально использовать дистанционные образовательные технологии. Одной из форм образования, удовлетворяющей вышеуказанным требованиям, является дистанционная форма, под которой понимают взаимодействие преподавателя и обучающегося между собой на расстоянии, включающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1;28].

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимают образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя [2]. С использованием ДОТ осуществляется как электронное, так и смешанное обучение, при котором совмещается электронное и традиционное обучение. Смешанная форма организации учебного процесса, в основе которой лежит концепция объединения классно-урочной системы и электронного обучения с применением ДОТ, имеет ряд преимуществ, а именно: разнообразие дидактических приемов, контроль за обучением, приоритет самостоятельной деятельности обучающегося, гибкость образовательной траектории, улучшение качества обучения за счет использования более эффективных средств. Использование методов и технологий офлайн и онлайн обучения позволяет одновременно использовать преимущества этих форм. Сочетание офлайн и онлайн элементов позволяет сделать обучение эффективным, удобным, а сам процесс обучения интерактивным, личностно-ориентированным и адаптивным.

Смешанная форма организации учебного процесса доказала свою эффективность в ходе подготовки команды Оренбургского президентского кадетского училища к участию во Всеармейской олимпиаде по английскому языку среди довузовских учреждений Министерства Обороны Российской Федерации в 2021-22 учебном году. Подготовка к олимпиаде проходила на занятиях в рамках внеурочной деятельности 3 раза в неделю. Поскольку тематика олимпиады обширная (более 10 тематических разделов), объем изучаемой лексики очень большой, то изучить, отработать и активизировать новые лексические единицы только лишь в рамках занятий не представляется возможным. Поэтому эффективной формой организации работы с командой стало смешанное обучение, а именно интеграция традиционных  занятий и самостоятельной работы кадет с применением ДОТ.  

Чем же обусловлен выбор такой формы организации работы с членами команды? Во-первых, специфика предмета «Иностранный язык» соотносится со спецификой дистанционного обучения, основными особенностями которого являются удалённое взаимодействие всех участников учебного процесса и сравнительно больший объём самостоятельной работы, интерактивность, отбор и структурирование учебного материала. Во-вторых, работа с информацией на основе чтения текстов и просмотра видеоматериалов позволяет использовать ресурсы интернета, расширяя содержание аутентичной и актуальной информацией (последние события в мире - новостные сюжеты, статьи в интернете, интервью и т.д.), тексты носителей языка (речи политических деятелей на конференциях, семинарах, фильмы, видеоролики и др.).

Смешанная форма учебного процесса в процессе подготовки к Всеармейской олимпиаде позволила решить нам ряд задач:

1) Расширение образовательных возможностей кадет за счет гибкости образовательных траекторий и изменение темпа усвоения большого объема материала;

2) Повышение самостоятельности и мотивации познавательной деятельности кадет;

3) Персонализация образовательного процесса: кадеты сами определяли свои учебные цели и способы их достижения;

4) Повышение эффективности нашей педагогической деятельности.

Итак, рассмотрим дидактические возможности образовательных платформ и онлайн сервисов для организации самостоятельной работы по овладению иноязычной лексикой кадет-членов команды по подготовке к Всеармейской олимпиаде. 

Темой Всеармейской олимпиады в этом учебном году была «Международная безопасность - наше общее дело». В рамках этой темы изучались отдельные модули, один из которых был посвящен теме миротворческой деятельности.  Именно на примере этого модуля мне хотелось бы показать работу тех онлайн сервисов и платформ, которые мы использовали для эффективной подготовки команды в форме смешанного обучения.

Quizlet 

Одним из действенных инструментов, на мой взгляд, является онлайн-сервис Quizlet. Это бесплатный онлайн-сервис, позволяющий обучающимся изучать новую лексику с помощью специальных инструментов и обучающих игр, представленных на данном ресурсе. У преподавателя есть возможность создавать и применять в обучении так называемые флеш-карточки. Флеш-карточка — термин / слово с определением / переводом, озвучкой и иллюстрацией - является базисным компонентом учебного модуля. Учебный модуль состоит из наборов (сетов) карточек по разным темам. На ресурсе представлены тысячи готовых модулей. Преподаватель может подобрать нужный модуль с помощью поиска и бесплатно использовать контент, созданный другими пользователями.

Сервис quizlet доказал свою эффективность для заучивания новых лексических единиц. В методической литературе выделяют три этапа - ознакомительный, тренировочный и практический. Онлайн-сервис Quizlet подходит для использования на ознакомительном этапе работы с новой лексикой.

Существует два возможных пути ознакомления с новой лексикой - беспереводная семантизация слов и семантизация лексических единиц с помощью перевода. Первый способ предполагает использование наглядности (изобразительной, контекстуальной, с помощью действий). Второй способ предполагает наличие перевода нового слова, использование двуязычных бумажных или электронных словарей.

Онлайн-сервис Quizlet предоставляет возможность выбрать из этих двух способов семантизации лексических единиц наиболее оптимальный. Ресурс позволяет семантизировать слово с помощью картинки, синонимов или антонимов, дефиниций и перевода. Кроме того, есть возможность прослушать, как звучит лексическая единица.

Новые слова могут изучаться в пяти различных учебных режимах и с помощью двух игр. В режиме заучивания происходит семантизация и запоминание лексики. В режиме «карточек» происходит первичная отработка лексических единиц. Режимы письма и правописания нацелены на формирование орфографического навыка. Тестовый режим проверяет усвоение лексики с помощью тестовых вопросов разного типа. При игре в подбор обучающийся должен подбирать правильные термины к определениям как можно быстрее, а при игре в гравитацию — как можно быстрее вводить слова с клавиатуры. Игра так называется, потому что, согласно ее сценарию, к планете приближаются астероиды, а быстрый ввод лексики предотвращает столкновение.

Преимущество онлайн-сервиса Quizlet состоит в том, что он может быть использован как инструмент для организации самостоятельной работы кадет-олимпиадников. Поскольку члены сборной, как правило, мотивированы, то они добросовестно выполняют задания, осуществляют самопроверку в режиме «Тест». Таким образом, онлайн-сервис Quizlet может являться дополнением к основному домашнему заданию, и использование данного ресурса является эффективным инструментом для заучивания новых лексических единиц

На уроках данный ресурс может быть использован для организации предтекстовой работы при обучении чтению и аудированию. Например, целесообразно задать на дом выучить новую лексику из текста, над которым предстоит работа на следующем занятии. Подобное задание возможно перед просмотром видеоролика на иностранном языке. Таким образом, на занятии экономится время за счет предварительного выполнения упражнений ознакомительного этапа в самостоятельном режиме.

В конце прохождения тематического модуля для подготовки к итоговому контрольному мероприятию целесообразно дать задание обучающимся повторить всю пройденную лексику. Важным представляется то, что кадеты имели учебные модули в Quizlet в постоянном доступе, могли открывать их на компьютере, планшете или телефоне и не тратить время на сбор и систематизацию изученной лексики.

Что касается средств контроля и оценивания в сервисе Quizlet, то самостоятельная работа высокомотивированных кадет представляет собой особую форму опосредованно управляемой учебной деятельности. Внеурочная работа кадет над освоением лексики с помощью онлайн-сервиса Quizlet была рассчитана в первую очередь на самоконтроль. Уровень сформированности лексической компетенции также контролируется преподавателем опосредованно во время аудиторных занятий с помощью организации использования изученной лексики в устной и письменной речи.

Таким образом, дидактические возможности образовательного сервиса Quizlet для организации самостоятельной работы кадет по овладению иноязычной лексикой состоят в следующем:

1) с позиции формирования иноязычной коммуникативной компетенции, сервис Quizlet может использоваться при введении и семантизации новых слов, а также для первичной автоматизации лексического навыка;

2) сервис Quizlet является средством развития навыков самостоятельной работы кадет в электронной среде;

3) С помощью этого ресурса можно организовать дифференциацию и индивидуализацию обучения, создавая интерактивные упражнения с учетом возможностей каждого обучающегося.

Wordwall 

Еще одним полезным онлайн сервисом для создания упражнений является Wordwall. Этот ресурс представляет собой многофункциональный инструмент для создания интерактивных материалов. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске.

Программа WordWall проста в использовании: редактор, работающий онлайн, позволяет выполнять упражнения дистанционно, и собирать статистику выполнения заданий учащимися. У программы понятный пользовательский интерфейс на многих языках. Для любого этапа урока можно найти подходящий шаблон.

К наиболее часто используемым шаблонам, например, для тренировки лексических навыков можно отнести следующие шаблоны игр: «Сопоставление», «Расшифровать», «Диаграмма с этикетками», «Случайные карты», «Случайное колесо», «Анаграмма», «Составление пар», «Виселица», «Кроссворд». СКРИН с шаблонами!! Для создания домашнего задания сервис Wordwall предлагает учителю воспользоваться моментальным превращением своего уже созданного контента в доступную печатную форму. Это чрезвычайно удобно, так как значительно экономит время педагога.

Особо следует обратить внимание на то, что содержимое созданного упражнения по одному шаблону, можно конвертировать в другой тип упражнения, используя тот же материал, отрабатывая его различными упражнениями. Таким образом, материал одной темы отрабатывается в разных упражнениях.

В целом, хочется отметить, что разнообразный инструментарий предлагаемых Wordwall шаблонов даёт учителю неисчерпаемый источник для педагогического творчества в особенности для организации и проведения информативных и одновременно занимательных дистанционных занятий.

Качество данных шаблонов и функциональные возможности очень высокие. Для создания своего учебного задания необходимо выбрать шаблон и ввести свой контент. Созданное упражнение хранится в профиле учителя, ссылку на него можно отправить обучающимся. Задания можно персонифицировать, то есть назначить задание, где обучающийся указывает свою фамилию. Результат автоматически отражается во вкладке «Результаты» в профиле преподавателя. Сайт предоставит таблицу результатов на каждого обучающегося.

В ходе подготовки к олимпиаде я использовала несколько шаблонов для создания упражнений. Данное упражнение в шаблоне Missing word служило на тренировочном этапе работы с лексикой. Задание по шаблону Anagram было полезным для развития орфографического навыка. Упражнение на отработку коллокаций выполнено по шаблону Match up.

Таким образом, многие из упражнений, созданных в сервисе Wordwall, можно использовать как тренажёры при повторении, как учебные задания при смешанной форме организации учебного процесса. На уроке абсолютное большинство весьма эффективно можно использовать на интерактивной доске. Итак, сервис WordWall, - добротный инструмент для работы с обучающимися как на уроке, так и в качестве домашних заданий для самостоятельной отработки лексики.  

Learningapps 

Еще одним инструментом создания интерактивных упражнений является сервис LearningApps – общедоступное приложение Web 2.0, разработанное специально для поддержки процесса обучения и преподавания с помощью интерактивных мультимедийных модулей. Приложение LearningApps содержит ряд шаблонов, которые можно условно поделить на непосредственно учебные («Найти пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с правом выбора ответа», «Заполнить пропуски», «Аудио/видео контент») и учебно-игровые («Кто хочет стать миллионером?», «Пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Слова из букв», «Виселица», «Скачки», «Парочки»).

Практически все шаблоны сервиса LearningApps можно наполнить видео- и аудиоматериалом, что дает возможность задействовать больше органов восприятия информации и максимально ее визуализировать. Все созданные преподавателем задания хранятся в его личном он-лайн кабинете. Выполнять упражнения можно как с компьютера, так и с ноутбука, планшета, смартфона. Преподаватель имеет возможность отследить, какие задания, когда и за какое время были выполнены обучающимися (вкладка «Статистика»). Упражнения, созданные с помощью LearningApps, могут быть полезными на занятиях по иностранному языку для введения и закрепления изучаемого лексического материала, проверки понимания прослушанного или прочитанного текста, развития навыка аудирования, пересказа, диалогической речи. Приложение LearningApps удобно тем, что его можно использовать практически на любом этапе занятия, а также в качестве упражнений для самостоятельной отработки материала.

Так, при подготовке членов команды к олимпиаде, я разработала и апробировала упражнения данного приложения для организации работы по совершенствованию навыков чтения. В качестве примера приведу задание на проверку понимания прочитанного текста и закрепление лексического материала по теме «Принципы миротворческой деятельности и Миротворческая миссия в Нагорном Карабахе», разработанное с использованием шаблона «Викторина с правом выбора ответа». Еще один шаблон позволяет создать упражнение на проверку навыка аудирования: в задание можно вставить видеоролик или ссылку на видеоролик и провести диктант в форме cloze test. Это задание было очень эффективным при подготовке к аудио диктанту на Всеармейской олимпиаде. В упражнении было предложено просмотреть видеоролик по теме занятия и заполнить пропуски словами из прослушанного текста. В задании происходит автоматическая проверка написанных слов.

Преимущества использования сервера LearningАpps очевидны:

1. Обратная связь обучающийся – преподаватель - обучающийся.

2. Индивидуализация обучения. Интерактивность.

3. Интенсификация самостоятельной работы обучающихся.

4. Рост объема выполненных заданий на уроке и заданий в качестве домашнего задания.

5. Расширение информационных потоков при использовании сервера LearningApps.

6. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, такие задания вызывают у обучающихся эмоциональный подъем.

7. Применение на занятии сервера LearningApps - упражнений с выбором ответа позволит преподавателю за короткое время получать объективный результат уровня усвоения материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, в основе онлайн платформ Quizlet, Wordwall и Learningapps лежит развивающая цель обучения иностранному языку, которая предполагает развитие чувства языка, языковой догадки, памяти (анализ, синтез, сравнение), сенсорного восприятия, мотивационной сферы, таких черт, как активность, целеустремленность и умение учиться. Данные ресурсы помогли повысить мотивацию кадет при подготовке к Всеармейской олимпиаде и оптимизировали нашу работу в смешанном формате (в урочное и внеурочное время). Интерактивные упражнения, созданные на этих платформах, позволили кадетам эффективно работать с большим объемом лексического материала. 

 

Список литературы:

1. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат [и др.]; под редакцией Е.С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 434 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022). Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

. . . . .