Здоровьесберегающее содержание учебной программы по химии как мотивирующий фактор
Здоровьесберегающее содержание учебной программы по химии как мотивирующий фактор
Автор: Горн Наталья Геннадьевна
МБОУ «Костёнковская СОШ», с. Костёнково, Кемеровская область
Аннотация: В данной статье даётся представление о таком способе повышения учебной мотивации школьников на уроках химии, как актуализация здоровьесберегающего содержания учебного материала.
Ключевые слова: химия, личностный смысл, валеология, химико-валеологическая культура, здоровый образ жизни, потребительская грамотность.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Химия в школе – во многом теоретическая наука. Нередко ученики задают мне вопрос: а зачем нам всё это нужно? В этой ситуации приходится находить мотивы изучения химии. Один из путей – придать личностный смысл изучаемому содержанию предмета. Являясь учителем-естественником, я выбрала путь валеологизации содержания учебного предмета химия. Валеология – это наука о здоровье и о том, как его сохранить. Если соединить валеологию с химией, получается неплохой сплав, способный заинтересовать подростка и повысить мотивацию при её изучении.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, по которой я работаю, уже имеет учебно-воспитательный потенциал здоровьесбережения, нужно лишь акцентировать на нём внимание школьников. В данной работе я постаралась показать здоровьеформирующие компоненты в содержании данной программы.
Программа предполагает единую систему школьного химического образования с 8 по 11 класс и нацелена на формирование единой химической картины мира. В содержании программы просматриваются следующие идеи, формирующие химико-валеологическую культуру:
- организм человека – сложнейшая биохимическая лаборатория;
- окружающая среда, как естественная, так и искусственная, является совокупностью химических соединений, которые находятся в постоянном взаимодействии с организмом человека;
- безопасной для здоровья является экологически благополучная природная среда;
- человек, создавая искусственную среду, порождаёт экологические проблемы, сказывающиеся на качестве жизни и ухудшении здоровья;
- химия имеет возможность для оздоровления окружающей среды, создавая безотходные производства, способы очистки вредных выбросов, методы утилизации отходов и т.д.
- здоровье во многом определяется тем, насколько сам человек умеет и желает его сохранять.
Эти идеи способствуют формированию здоровьесберегающей модели поведения и навыков ведения здорового образа жизни (ЗОЖ).
Программа содержит материал, способствующий формированию знаний о здоровье и ЗОЖ и навыков адекватного, безопасного обращения с веществами, так необходимых любому современному человеку. Весь валеологический материал можно объединить в такие содержательные линии: Безопасное обращение с веществами, Химизм процессов жизнедеятельности организма, Рациональное питание, Использование веществ в медицине, Здоровьеформирующие привычки, Экологическая безопасность окружающей среды (см. Приложение).
Программа 8 класса (первый год обучения) насыщена теоретическими вопросами, поэтому здесь присутствуют только сведения, необходимые для безопасного знакомства с веществами, и начальные сведения о функционировании организма как химической системы.
В 9 классе – химия элементов даёт простор для освещения биологической роли важнейших элементов. Даётся краткий экскурс в органическую химию, где рассматривается безопасность при контакте с теми органическими веществами, которые встречаются в повседневной жизни. Приводятся сведения об использовании веществ в медицине.
В 10 классе даётся обширный фактический материал химии органических соединений, вновь отмечается вредное влияние некоторых веществ на организм человека, в том числе этилового спирта и наркотиков. Подробно рассмотрены вопросы классификации лекарственных веществ по их влиянию на организм. Опасность лекарственной зависимости, наркомании и алкоголизма. Большое внимание уделено биологической роли жизненно важных веществ (белков, углеводов, витаминов), приведены научные основы рационального питания.
Самый объёмный и валеологически насыщенный пласт материала присутствует в программе курса 11 класса - это тема «Химия в жизни общества». Здесь представлены все валеологические содержательные линии данной программы по полноте и глубине. На достаточно добротном научном уровне раскрываются глобальные экологические проблемы человечества – роль некоторых веществ в разрушении озонового слоя Земли, негативные последствия химизации сельского хозяйства, химическое загрязнение природной среды, биохимия болезней века – атеросклероза, гиподинамии; формируется потребительская грамотность – умение выбора полноценной и безопасной пищевой продукции, научные основы хранения и кулинарной обработки пищи, рекомендации безопасного использования средств бытовой химии, косметики и др.
Первостепенная роль в формировании здоровьесберегающих умений и приёмов приходится на химический практикум. Лабораторные и практические работы, демонстрационные опыты служат средством выработки навыков безопасного обращения с веществами, и не только на уроках, но и в повседневной жизни, органолептического распознавания различных веществ, в том числе вредных, методов оценивания степени безопасности окружающей среды, т.е. формированию потребительской грамотности.
В заключение отмечу, что в содержании учебной программы по химии О.С. Габриеляна имеются здоровьеформирующие компоненты, акцентируя которые можно повысить заинтересованность обучающихся в предмете, который будет восприниматься не только как строго научный, но и как полезный для будущей жизни. Это, несомненно, повысит учебную мотивацию.
Для усиления здоровьеформирующего воздействия (при желании и возможности) можно использовать сведения из дополнительных источников по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Приложение:
Валеологический материал программы по химии О.С. Габриеляна по содержательным линиям:
Класс |
Безопасное обращение с веществами |
Химизм процессов жизнедеятельности организма |
Рациональное питание |
Использование веществ в медицине |
Здоровьеформирующие привычки |
Экологическая безопасность окружающей среды |
Теоретическая часть программы |
||||||
8 класс |
Меры предосторожности при работе с кислотами и щелочами Правила обнаружения запаха веществ; правила безопасного нагревания в пробирке, обращения со спиртовкой Очистка загрязнённой поваренной соли. |
Роль воды в функционировании живой клетки Соляная кислота в желудочном соке, её значение Поваренная соль, карбонат и фосфат кальция в обеспечении физиологических процессов Ферменты в организме человека Растворы в живом организме |
|
Аммиак в медицине Химический анализ в медицине Бактерицидные свойства «серебряной» воды Идеи Парацельса о влиянии веществ на состояние организма |
|
Значение озонового слоя Способы очистки воды Скорость химических реакций и проблема утилизации отходов Оценка качества воды |
9 класс |
Меры предосторожности при разбавлении серной кислоты Осторожность при работе с формальдегидом, уксусной кислотой Негативное действие на организм этилового и метилового спиртов |
Биологическая роль различных химических элементов (железа, кальция, магния, натрия, калия, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния Макро- и микроэлементы, гормоны и ферменты Жиры, белки, углеводы в организме человека |
|
Кислород, йод, сера, бром, активированный уголь в медицине Этиловый спирт, глицерин, формальдегид, муравьиная кислота, глюкоза , крахмал в медицине |
|
Загрязнение воздуха, способы его очистки Как избежать отравления угарным газом Способы уменьшения жёсткости воды Рациональное использование минеральных удобрений Безопасное обращение с пестицидами |
10 класс |
Ядовитость метанола, этанола, этиленгликоля, фенола, формальдегида, уксусного альдегида, муравьиной кислоты. Физиологические последствия злоупотребления этанолом. |
Физиологическое значение углеводов, белков Факторы, способствующие денатурации белка Биологическая роль белков Изучение органолептических способов распознавания органических веществ Химическая природа витаминов и их биологическая роль Ферменты, их общие свойства, биологическая роль Гормоны, химизм и биологическая роль Наркотические вещества, физиологическая и психическая зависимость от них. |
Значение рационального питания в обеспечении организма незаменимыми аминокислотами Витамины в продуктах питания, суточные нормы различных витаминов. Проявления авитаминозов |
Этиловый спирт, глицерин, формальдегид, муравьиная кислота, глюкоза, крахмал в медицине История фармакологии Классификация лекарственных веществ по их действию на организм |
Витаминизация пищи Щадящие способы приготовления различных видов пищи, содержащих витамины Недопустимость самолечения Как избежать лекарственной зависимости и наркомании Доза, режим приёма и способы применения лекарств |
Экологическое значение нефтяных пятен на воде |
11 класс |
Вопросы охраны труда в химической промышленности Рекомендации безопасного использования средств бытовой химии, которые могут вызывать аллергические реакции, отравление, возгорание Плюсы и минусы использования дезодорантов, пудры, красителей для волос |
Растворы, золи и гели в организме Биополимеры (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты) – строение, функции Роль гидролиза в процессе превращения белков, жиров, углеводов, АТФ в организме человека Биологическая роль металлов; биогенные неметаллы Комплексные соединения в жизнедеятельности организмов Холестерин и атеросклероз Значение целлюлозы для пищеварения |
Рациональная химизация сельского хозяйства как основа получения полноценной и безопасной сельхозпродукции Рецепт приготовления маргарина Механизм действия растительного масла на холестериновый обмен Химический состав кефира и кумыса, их пищевая ценность Вегетарианство в аспекте полноценного белкового питания Правила кулинарной обработки мяса Химические основы консервирования продуктов Химия и биотехнология в создании продуктов питания нового поколения Понятие об «искусственной пище» Классификация пищевых добавок, маркировка опасных для здоровья пищевых добавок |
Набор лекарств для домашней аптечки, их применение. |
Химизм кариеса, рекомендации по уходу за зубами Состав зубной пасты, её типы Опасность гиподинамии с точки зрения обмена веществ Необходимость употребления растительных жиров для предотвращения атеросклероза Правила хранения пищевых жиров Суточные нормы жиров, белков, углеводов |
Вопросы защиты окружающей среды в химической промышленности Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними Важность охраны атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов от химического загрязнения. Вещества – загрязнители атмосферы, гидросферы и почвы их источники Проблема охраны природных вод от бытовых стоков, содержащих синтетические моющие средства Разрушение озонового слоя Земли веществами, используемыми в аэрозольных упаковках, и сокращение их применения в связи с этим |