Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Здоровьесберегающее содержание учебной программы по химии как мотивирующий фактор

Дата публикации: 2022-08-21 08:19:29
Статью разместил(а):
Горн Наталья Геннадьевна

Здоровьесберегающее содержание учебной программы по химии как мотивирующий фактор

Автор: Горн Наталья Геннадьевна

 МБОУ «Костёнковская СОШ», с. Костёнково, Кемеровская область

 

Аннотация: В данной статье даётся представление о таком способе повышения учебной мотивации школьников на уроках химии, как актуализация здоровьесберегающего содержания учебного материала.

Ключевые слова: химия, личностный смысл, валеология, химико-валеологическая культура, здоровый образ жизни, потребительская грамотность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Химия в школе – во многом теоретическая наука. Нередко ученики задают мне вопрос: а зачем нам всё это нужно? В этой ситуации приходится находить мотивы изучения химии. Один из путей – придать личностный смысл изучаемому содержанию предмета. Являясь учителем-естественником, я выбрала путь валеологизации содержания учебного предмета химия. Валеология – это наука о здоровье и о том, как его сохранить. Если соединить валеологию с химией, получается неплохой сплав, способный заинтересовать подростка и повысить мотивацию при её изучении.

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, по которой я работаю, уже имеет учебно-воспитательный потенциал здоровьесбережения, нужно лишь акцентировать на нём внимание школьников. В данной работе я постаралась показать здоровьеформирующие компоненты в содержании данной программы.

Программа предполагает единую систему школьного химического образования с 8 по 11 класс и нацелена на формирование единой химической картины мира. В содержании программы просматриваются следующие идеи, формирующие химико-валеологическую культуру:

- организм человека – сложнейшая биохимическая лаборатория;

- окружающая среда, как естественная, так и искусственная, является совокупностью химических соединений, которые находятся в постоянном взаимодействии с организмом человека;

- безопасной для здоровья является экологически благополучная природная среда;

- человек, создавая искусственную среду, порождаёт экологические проблемы, сказывающиеся на качестве жизни и ухудшении здоровья;

- химия имеет возможность для оздоровления окружающей среды, создавая безотходные производства, способы очистки вредных выбросов, методы утилизации отходов и т.д.

- здоровье во многом определяется тем, насколько сам человек умеет и желает его сохранять.

Эти идеи способствуют формированию здоровьесберегающей  модели поведения и навыков ведения здорового образа жизни (ЗОЖ).

Программа содержит материал, способствующий формированию знаний о здоровье и ЗОЖ и навыков адекватного, безопасного обращения с веществами, так необходимых любому современному человеку. Весь валеологический материал можно объединить в такие содержательные линии: Безопасное обращение с веществами, Химизм процессов жизнедеятельности организма, Рациональное питание, Использование веществ в медицине, Здоровьеформирующие привычки, Экологическая безопасность окружающей среды (см. Приложение).

Программа 8 класса (первый год обучения) насыщена теоретическими вопросами, поэтому здесь присутствуют только сведения, необходимые для безопасного знакомства с веществами, и начальные сведения о функционировании организма как химической системы.

В 9 классе – химия элементов даёт простор для освещения биологической роли важнейших элементов. Даётся краткий экскурс в органическую химию, где рассматривается безопасность при контакте с теми органическими веществами, которые встречаются в повседневной жизни. Приводятся сведения об использовании веществ в медицине.

В 10 классе даётся обширный фактический материал химии органических соединений, вновь отмечается вредное влияние некоторых веществ на организм человека, в том числе этилового спирта и наркотиков. Подробно рассмотрены вопросы классификации лекарственных веществ по их влиянию на организм. Опасность лекарственной зависимости, наркомании и алкоголизма. Большое внимание уделено биологической роли жизненно важных веществ (белков, углеводов, витаминов), приведены научные основы рационального питания.

Самый объёмный и валеологически насыщенный пласт материала присутствует в программе курса 11 класса - это тема «Химия в жизни общества». Здесь представлены все валеологические содержательные линии данной программы по полноте и глубине. На достаточно добротном научном уровне раскрываются глобальные экологические проблемы человечества – роль некоторых веществ в разрушении озонового слоя Земли, негативные последствия химизации сельского хозяйства, химическое загрязнение природной среды,  биохимия болезней века – атеросклероза, гиподинамии; формируется потребительская грамотность – умение выбора полноценной и безопасной пищевой продукции, научные основы хранения и кулинарной обработки пищи, рекомендации безопасного использования средств бытовой химии, косметики и др.

Первостепенная роль в формировании здоровьесберегающих умений и приёмов приходится на химический практикум. Лабораторные и практические работы, демонстрационные опыты служат средством выработки навыков безопасного обращения с веществами, и не только на уроках, но и в повседневной жизни, органолептического распознавания различных веществ, в том числе вредных, методов оценивания степени безопасности окружающей среды, т.е. формированию потребительской грамотности.

В заключение отмечу, что в содержании учебной программы по химии О.С. Габриеляна имеются здоровьеформирующие компоненты, акцентируя которые можно повысить заинтересованность обучающихся в предмете, который будет восприниматься не только как строго научный, но и как полезный для будущей жизни.  Это, несомненно, повысит учебную мотивацию.

Для усиления здоровьеформирующего воздействия (при желании и возможности) можно использовать сведения из дополнительных источников по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

 

Приложение:

Валеологический материал программы по химии О.С. Габриеляна по содержательным линиям:

Класс

Безопасное обращение с веществами

Химизм процессов жизнедеятельности организма

Рациональное питание

Использование веществ в медицине

Здоровьеформирующие привычки

Экологическая безопасность окружающей среды

Теоретическая часть программы

8 класс

Меры предосторожности при работе с кислотами и щелочами

Правила обнаружения запаха веществ; правила безопасного нагревания в пробирке, обращения со спиртовкой

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Роль воды в функционировании живой клетки

Соляная кислота в желудочном соке, её значение

Поваренная соль, карбонат и фосфат кальция в обеспечении физиологических процессов

Ферменты в организме человека

Растворы в живом организме

 

Аммиак в медицине

Химический анализ в медицине

Бактерицидные свойства «серебряной» воды

Идеи Парацельса о влиянии веществ на состояние организма

 

Значение озонового слоя

Способы очистки воды

Скорость химических реакций и проблема утилизации отходов

Оценка качества воды

9 класс

Меры предосторожности при разбавлении серной кислоты

Осторожность при работе с формальдегидом, уксусной кислотой

Негативное действие на организм этилового и метилового спиртов

Биологическая роль различных химических элементов (железа, кальция, магния, натрия, калия, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

Макро- и микроэлементы, гормоны и ферменты

Жиры, белки, углеводы в организме человека

 

Кислород, йод, сера, бром, активированный уголь в медицине

Этиловый спирт, глицерин, формальдегид, муравьиная кислота, глюкоза , крахмал в медицине

 

Загрязнение воздуха, способы его очистки

Как избежать отравления угарным газом

Способы уменьшения жёсткости воды

Рациональное использование минеральных удобрений

Безопасное обращение с пестицидами

10 класс

Ядовитость метанола, этанола, этиленгликоля, фенола, формальдегида, уксусного альдегида, муравьиной кислоты. Физиологические последствия злоупотребления этанолом.

Физиологическое значение углеводов, белков

Факторы, способствующие денатурации белка

Биологическая роль белков

Изучение органолептических способов распознавания органических веществ

Химическая природа витаминов и их биологическая роль

Ферменты, их общие свойства, биологическая роль

Гормоны, химизм и биологическая роль

Наркотические вещества, физиологическая и психическая зависимость от них.

Значение рационального питания в обеспечении организма незаменимыми аминокислотами

Витамины в продуктах питания, суточные нормы различных витаминов. Проявления авитаминозов

Этиловый спирт, глицерин, формальдегид, муравьиная кислота, глюкоза, крахмал в медицине

История фармакологии

Классификация лекарственных веществ по их действию на организм

Витаминизация пищи

Щадящие способы приготовления различных видов пищи, содержащих витамины

Недопустимость самолечения

Как избежать лекарственной зависимости и наркомании

Доза, режим приёма и способы применения лекарств

Экологическое значение нефтяных пятен на воде

11 класс

Вопросы охраны труда в химической промышленности

Рекомендации безопасного использования средств бытовой химии, которые могут вызывать аллергические реакции, отравление, возгорание

Плюсы и минусы использования дезодорантов, пудры, красителей для волос

Растворы, золи и гели в организме

Биополимеры (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты) – строение, функции

Роль гидролиза в процессе превращения белков, жиров, углеводов, АТФ в организме человека

Биологическая роль металлов; биогенные неметаллы

Комплексные соединения в жизнедеятельности организмов

Холестерин и атеросклероз

Значение целлюлозы для пищеварения

Рациональная химизация сельского хозяйства как основа получения полноценной и безопасной сельхозпродукции

Рецепт приготовления маргарина

Механизм действия растительного масла на холестериновый обмен

Химический состав кефира и кумыса, их пищевая ценность

Вегетарианство в аспекте полноценного белкового питания

Правила кулинарной обработки мяса

Химические основы консервирования продуктов

Химия и биотехнология в создании продуктов питания нового поколения

Понятие об «искусственной пище»

Классификация пищевых добавок, маркировка опасных для здоровья пищевых добавок

Набор лекарств для домашней аптечки, их применение.

Химизм кариеса, рекомендации по уходу за зубами Состав зубной пасты, её типы

Опасность гиподинамии с точки зрения обмена веществ

Необходимость употребления растительных жиров для предотвращения атеросклероза

Правила хранения пищевых жиров

Суточные нормы жиров, белков, углеводов

Вопросы защиты окружающей среды в химической промышленности

Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними

Важность охраны атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов от химического загрязнения. Вещества – загрязнители атмосферы, гидросферы и почвы их источники

Проблема охраны природных вод от бытовых стоков, содержащих синтетические моющие средства

Разрушение озонового слоя Земли веществами, используемыми в аэрозольных упаковках, и сокращение их применения в связи с этим

 

. . . . .