Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемное обучение как актуальный дидактический подход в преподавании химии в условиях ФГОС

Дата публикации: 2022-08-31 13:41:26
Статью разместил(а):
Горн Наталья Геннадьевна

Проблемное обучение как актуальный дидактический подход в преподавании химии в условиях ФГОС

Автор: Горн Наталья Геннадьевна

МБОУ «Костёнковская СОШ», с.Костёнково, Кемеровская область

 

Аннотация: В данной статье даётся представление о проблемном подходе в обучении школьников и приводятся практические примеры реализации проблемного подхода на уроках химии.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, ситуация интеллектуального напряжения, познавательные универсальные учебные действия, изучение нового материала, процесс закрепления материала.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современные условия модернизации образования предъявляют новые требования к результатам обучения. Ученик должен уметь использовать полученные знания, выявлять и решать возникающие в процессе образования проблемы, обоснованно формулировать выводы, которые необходимы для понимания явлений и процессов, происходящих и изменяющихся в окружающем мире и, соответственно, для принятия адекватных решений. Следовательно, и учитель должен подходить к решению поставленных задач, вооружившись не традиционными, а современными образовательными технологиями (проекты, ИКТ, технология развития критического мышления, игровая технология, и др.), которые дают возможность повышать учебную мотивацию, снижать долю репродуктивной деятельности учащихся и повышать качество образования. Данным требованиям соответствует проблемное обучение, которое является важным инструментом реализации системно-деятельностного подхода (ФГОС).

Наиболее полно проблемный подход к обучению проработан М.И. Махмутовым [1], который даёт представление о нём как об образовательном процессе, построенном с учётом принципа проблемности, т.е. создания ситуации затруднения, вызывающей напряжение интеллектуальных сил обучающихся, высокий интерес к теме. Знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Решение проблемных задач обучает ребёнка анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать фактический материал, самостоятельно получая из него новую информацию, т.е. формирует познавательные универсальные учебные действия. Таким образом, проблемное обучение способствует решению одной из современных задач школы: формирование творческой личности, способной к саморазвитию.

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование самостоятельной деятельности ученика и развитие его творческих способностей [1].

М.И. Махмутов определяет содержание деятельности основных участников образовательного процесса. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение наиболее сложных понятий, сообщает факты и организует учебно-познавательную деятельность учащихся таким образом, что на основе анализа фактов они самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения, правила, теоремы, законы. Или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или художественно отражают действительность (рисуют, играют, создают стихи, сочинения). Таким образом, проблемное обучение – это оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся по усвоению системы научных понятий.

К изучению химии приступают ребята 13-14 лет. Этот возраст имеет некоторые особенности интеллектуального развития. Как отмечает Р.С. Немов [2], характерной чертой, которая впервые раскрывается в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся в нежелании всё принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением всё самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Тот же автор отмечает, что подростковый период отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляя не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Слишком простые задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности. В последних классах школьников привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность.

Исходя из вышеизложенного, приоритетным дидактическим подходом в обучении я выбрала проблемный. Приведу практические примеры реализации проблемного подхода на различных этапах урока химии.

Создание проблемных ситуаций на уроках химии при изучении нового материала:

· Лабораторные опыты по химии часто помогают  создать проблемную ситуацию. На уроке «Электролитическая диссоциация» (8 класс) я демонстрирую опыт с электрической лампой: электрическая цепь замкнута через раствор какого-либо вещества; в зависимости от электропроводности данного раствора  лампа то горит ярко, то – тускло, а иногда и вовсе не загорается. Дети сами делают вывод о разной способности веществ проводить электрический ток. Но почему – ребята не могут объяснить. Это и будет проблемой урока.

· Ребята 8-9 классов способны выдвинуть гипотезу, предложить способ её проверки и после этого сделать вывод – верна или не верна. Урок «Закон сохранения массы», 8 класс. Учитель ставит проблемный вопрос: «Изменится ли масса веществ после химической реакции?». Ребята  предлагают, как поставить эксперимент для ответа на данный вопрос: взвесить вещества до и после реакции и сравнить эти массы. После проведения опыта делают самостоятельный вывод, формулируя закон сохранения массы.

· Нахожу интересные исторические факты. 8 класс, тема «Простые вещества – неметаллы». В 1912 г. экспедиция полярного исследователя Р. Скотта осталась без топлива. Экспедиция достигла Южного полюса, но погибла на обратном пути, т.к. сосуды с топливом прохудились в местах, пропаянных оловом. Незнание свойств олова (оно превращается в другую аллотропную модификацию при низких температурах) погубило целую экспедицию. Интеллектуальное  затруднение возникает при попытке ребят объяснить этот факт.

· При изучении коррозии металлов (9 класс) помогает проблема плохого состояния водопровода в нашем селе. Ребятам  предлагается разработать  рекомендации для коммунальной службы по защите водопроводных труб от коррозии. Результатом общего обсуждения становится перечень мер защиты металлов от коррозии. 

Использование проблемности при закреплении материала:

· Отгадывание химических загадок, ребусов, кроссвордов, и ещё более высокий уровень творческой деятельности – создание загадок, ребусов, кроссвордов, стихов, сказок  химического содержания.

· Во время химической декады проводится викторина для учащихся восьмых классов «Угадай химический элемент», для которой дети рисуют «образ» какого-либо элемента. За несколько лет собралась целая галерея рисунков-загадок.

· Игра «Если бы ...». Ребята описывают, что произойдёт, если в мире что-то изменится, например, «Если бы исчезло железо». Игра развивает воображение, помогает понять взаимосвязь всего со всем.

Внедрение элементов проблемного обучения на моих уроках химии ведётся с 2014 года. За этот период времени  процент учащихся, успевающих по химии на «4» и «5», вырос с 47% до 63%. Наблюдая за учащимися, вижу, как их глаза светятся живым интересом, они активно включаются в совместный процесс познания, а открытия окрыляют ребят. Значит, мы на правильном пути!

Список литературы:

1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. -  238 с.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. -  496 с.

 

. . . . .