Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемы детского чтения и повышение грамотности школьников

Дата публикации: 2022-09-20 23:33:43
Статью разместил(а):
Авраменко Алла Михайловна

Проблема детского чтения и повышение уровня грамотности школьников в современных условиях

Автор: Авраменко Алла Михайловна

МОУ «Тимоновская СОШ» Валуйского района Белгородской области 

 

Аннотация: В данной статье представлены проблемы детского чтения и способы повышения интереса к чтению у детей школьного возраста (нестандартные уроки, различные приемы, упражнения). Применение таких приемов делает довольно сложный  в настоящее время процесс грамотного письма и культуры чтения, доступным, т.е. оптимизирует  работу учителя русского языка и литературы в школе и делает ее наиболее эффективной.

Ключевые слова: проблема грамотности, детское чтение.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие страны.

Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели, слушатели. Компьютерный век принципиально меняет объемы, носители,форму существования, передачи и восприятия информации.

Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры вцелом. Нечитаюший ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас нечитающих детей скуден, не выразителен. Как показывает опыт, нечитающие ученики страдают косноязычием. Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. 

В настоящее время существует необходимость использования развивающего обучения для подготовки компетентного выпускника с активной жизненной позицией. Уровень читательского интереса среди подростков и школьников среднего возраста значительно снижается. Чтение литературы рассматривается обучающимися как принудительное, неувлекательное домашнее задание.

Задачей современной школы является возрождение интереса к осмысленному чтению, которое не только является одной из основ учебной компетенции, но и служит важнейшим средством формирования и развития личности ученика.

Современная школа ставит для каждого из нас цель — сделать российскую школу одной из лучших в мире. Такая задача отвечает и запросам общества, и задачам национального развития. Школа должна готовить учащихся к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. При этом нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах — гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях.

В связи с указанными задачами происходят постепенные изменения в структуре  единого государственного экзамена за курс средней школы и основного государственного экзамена за курс основной школы. Так, с 2017 года ввели обязательный устный экзамен по русскому языку (итоговое собеседование) в 9 классе. А в 11 классе допуском к ЕГЭ уже много лет является итоговое сочинение. Это ведет к тому, что подрастающему поколению надо прививать культуру чтения и грамотного общения.

Соединение русского языка и литературного чтения сформирует навыки письма, чтения и говорения, улучшит не только активный запас слов, но и грамотность в целом. Таким образом, проблема формирования читательского интереса в средней школе приобретает большое значение, как для отдельной личности, так и для всего государства.

Одной из существенных причин низкого уровня грамотности является то, что наши дети перестали читать. А ведь чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это имеет большое значение для становления орфографического и пунктуационного навыка. Значит, задача учителей и родителей — привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, — еще один путь решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Уровень грамотности становится показателем не только общей подготовки по родному языку, но и приобщение к общечеловеческим ценностям, культуре. Вопрос о проблемах повышения грамотности школьников в современных условиях широко обсуждался Региональным общественным фондом — Центром развития русского языка.

Где было сказано, что забота о родном языке должна стать делом учителей по всем предметам, а не только учителей-словесников, преподавателей русского языка и литературы. В школе должен быть установлен подлинный (и строгий) нормативно-речевой режим. Чтобы все учителя не только сами говорили правильно, но и поправляли самих себя и своих учеников. Чтоб не употребляли грубые слова учителя физической культуры или технологии, обслуживающий персонал. Каждая школа должна стать центром литературной нормы, правильности и красоты русского языка, островком образной и меткой русской речи.

Чтение классической литературы - лучшее лекарство от речевых «болезней», и что прочитано в школе - остается на всю жизнь.

Я в своей работе практикую летнее внеклассное чтение, это улучшает навыки чтения у детей и улучшает общую грамотность. Если несколько лет назад процент учеников, которые читают летом, был внушительным, то сейчас хорошо, если из класса найдется один или два ученика, которые выполнят мое задание. Например, в этом году из восьми обучающихся 5 класса мне прислала читательский дневник только одна ученица.

Для себя я выбрала основные пути решения этой серьезной проблемы:

Для воспитания грамотных детей необходимо зародить в них интерес к книгам и показать, что чтение — это не только способ учиться, но и удовольствие. Среди множества способов, какие можно использовать на уроках литературы для формирования читательского интереса, лучше всего подойдут нетрадиционные уроки литературы.

К примеру, я использую такие методы и приёмы:

‒ словесные (рассказ о биографии автора; беседа с наводящими вопросами о смысловой нагрузке произведения; дискуссия; комментированное чтение произведений);

‒ наглядные (показ ученикам портрета автора; таблица с периодами творчества; фотографии людей или мест, которые вдохновляли писателя; демонстрация кинофильмов по мотивам произведения)

‒ практические (учащиеся самостоятельно находят интересный материал об истории создания произведения или об интересных фактах из жизни писателя при подготовке к уроку; тестирование; творческие задания по личным впечатлениям от прочтения; тематический взаимоопрос учащихся; проектная работа).

Хочу выделить следующие варианты нетрадиционных уроков литературы:

‒ урок-семинар (данный вид урока позволит развивать ораторские и аналитические способности учащихся, активизирует их исследовательскую деятельность в работе с нужными источниками и даёт полную свободу творчества в том, как именно представить свой ответ (рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»));

‒ урок-суд (характерной целью такого урока является выявление проблемы произведения через характеристику героя. Основная задача - не только судить, но и, возможно, оправдать персонажей, определить моральную сторону героев, вынести на суд поступки персонажей и подобраться ближе к самой сути произведения (Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени));

‒ интегрированный урок (уроки литературы могут проводиться совместно с другими преподавателями. Например, с учителем истории. Историк обратит внимание на даты, события, исторических личностей того времени, проанализирует исторические корни данного художественного направления (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или роман – эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» или «Севастопольские рассказы» этого же автора).

Я считаю, что представленные варианты нетрадиционных уроков литературы (урок-семинар, урок-суд, интегрированный урок) раскрывают традиции и наследие русской и мировой культуры, художественной и эстетической памяти народа.

«Ни дня без строчки» – латинская крылатая фраза, которая означает необходимость упражняться в своем искусстве регулярно, чтобы сохранить навык, мастерство, умение. Под этим девизом я провожу не только уроки литературы, но и уроки русского языка. Каждый урок русского языка начинаем с чтения небольшого текста вслух, отвечаем на вопросы (Кто автор текста? Какова основная мысль текста?  и т.д.), проводим лексический разбор непонятных слов. Читаем вслух задания к упражнениям, правила, теоретический материал.

Чтение воздействует на грамотное письмо, а грамотное письмо, в свою очередь, предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

А как проверять тексты за собой и замечать ошибки? Может, у ребенка со знанием правил всё прекрасно, и он легко находит ошибки в чужих текстах. А вот за собой проверить сложно, поэтому свои ошибки он зачастую пропускает. Недаром в любом издательстве всегда есть корректор и не один, чтобы они могли проверять тексты не только за авторами, но и перепроверять друг друга.

«Редактирование текстов — это королевская дорога к грамотности», — писал Селестен Френе. И хотя многие педагоги считают, что видение детьми текстов с ошибками — это плохо, я использую этот метод регулярно. Мы называем это игрой в редактора. Кстати, задания «Исправь ошибку и запиши правильный ответ» часто встречаются в материалах всероссийских проверочных работ по русскому языку или в заданиях всероссийской олимпиады школьников.

Развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами, которые помогают развивать интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие). Практическую пользу в борьбе с орфографическими ошибками может оказать и этот способ, ведь неправильно написав одно слово, сложно будет отгадать другие.

Часто на уроке я даю под диктовку несколько предложений, а потом обучающиеся проверяют написанное с помощью орфографического словаря. С течением времени ребенок будет нуждаться в нем все реже.

Я всегда советую детям взять за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл.

Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память никому не помешает. Поэтому стараюсь на уроке дать прослушать аудиозаписи произведений. Кроме этого, ребятам нравится делать аудио- или видеозапись своей речи, чтобы легче было проанализировать, где были допущены ошибки.

И ещё несколько упражнений, которые помогут в развитии грамотности обучающихся:

1. Чаще на уроках обращаться к толковым, этимологическим, орфографическим словарям (изучать значение и происхождения слов, их правильное написание).

2. Больше читать вслух. (Причем, читать осмысленно).

3. Учить детей использовать в речи новые слова.

4. Орфографическое буквенное проговаривание слов по слогам.

5. Умение определять сильную и слабую позицию звука в словах.

6. Написание словарных диктантов, диктантов с пробелами и творческих работ.

7. Использование различных развивающих игр на уроках: кроссворды, шарады, ребусы, КВН, викторины.

8. Использование ИКТ.

9. Изучение пословиц, поговорок, крылатых слов.

В заключение хочу сказать, что любая работа должна быть системной. Какая бы методика ни была применена, не надо ничего бояться. Просто все надо делать с умом, постепенно и, главное, в системе.

 

. . . . .