Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Деловая игра как средство формирования правовой культуры на уроках обществознания

Дата публикации: 2022-09-22 12:56:07
Статью разместил(а):
Чупрова Дарья Григорьевна

Деловая игра как средство формирования правовой культуры обучающихся СПО на уроках обществознания

Автор: Чупрова Дарья Григорьевна

КГБОУ СПО «Красноярский технологичекий техникум пищевой промышленности»

 

Аннотация: Повышение правовой культуры обучающихся в организациях СПО является важным, так как данная система готовит профессионалов, от которых зависит стабильное функционирование экономики. Технологи, менеджеры, повара и другие специалисты являются «становым хребтом» экономики и от уровня правовой культуры, знания закона и готовности его соблюдать зависит качество жизни всех без исключения жителей страны.

Ключевые слова: правовая культура, деловая игра, правовое воспитание.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В подростковом возрасте закладываются основы личности, определяются те специфические и индивидуальные черты характера, которые позволяют судить о полноценности личности, ее правовой культуре либо положительной, либо отрицательной, а, следовательно, направленной на благо или во вред обществу, самой личности. Подростковый возраст характеризуется ростом социальной активности, большей восприимчивостью к усвоению норм, нравственных ценностей, способов поведения, существующих в окружающем мире и во взаимоотношениях взрослых.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении нужно направить на получение правовых знаний, а формирование правовой культуры учитывать в качестве одного из главных направлений учебно-воспитательного процесса в целом.

Существует множество способов проведения внеклассной работы. Набирающим популярность является такая разновидность мероприятия как деловая игра. При данной форме обучения студенты получают уникальные навыки, которые в зависимости от направления игры помогут сформировать правовую культуру.

Игра имеет основную тему, связанную с правовой проблемой, которую хочет рассмотреть педагог. Играющие оказываются в ситуации, в которой каждый выбирает пути выхода самостоятельно. Для того, чтобы организовать единую коллективную деятельность, необходимо выявить способы действия участников, направить их рефлексию и анализ на продуктивное взаимодействие. Данная форма работы позволяет обучающимся на своем опыте пережить ситуации реализации или нарушения прав. Обучающиеся получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к проблеме.

Цель: эффективность использования деловой игры в процессе воспитания правовой культуры обучающихся в системе СПО

Задачи:

- развить интерес к нравственно-правовым вопросам;

- развить творческую активность обучающихся, навыков коллективной деятельности;

- создать благоприятную обстановку для формирования уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Название правовой игры «Подросток и закон».

Суть деловой игры:

- Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 5 туров. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.

- В игре участвуют 2 команды 1-2 курса обучения в количестве 22 человек, жюри из членов педагогического коллектива.

- Команды придумывают свои названия.

Этапы игры.

I. Тур "РАЗМИНКА" направлен на проверку основ знаний деловой культуры. Измеряется глубина и объём правовых знаний.

II. Тур «ЗАМОРОЧКИ». Команды получают карточки с заданиями, для анализа и решения поставленной задачи.

III. Тур «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА».

Каждая команда получает 2 бланка:

1. Список художественных произведений (приложение №1), где названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях.

2. Список статей из главы 2 Конституции РФ.

3. Задача команд - по сказочным персонажам, указанных в произведениях, определить, какое право (из перечисленных в списке) применено. 

IV. «ПРАВО В КАРТИНКАХ».

Даст понять и повысить правовой лексикон обучающегося. В современном мире необходимо не только знать, но и уметь объяснять необходимые законы.

Для выполнения поставленной цели исследования, мы провели встречу с обучающимися, которые приняли участие в игре. 

После проведения деловой игры было проведено анкетирование. Результаты обучающихся, которые участвовали в деловой игре, показывают, что идеальным и высоким уровнем правовой культуры обладают 0 и 1% соответственно. Большее количество опрошенных студентов обладают средним уровнем – 32%. Минимальным допустимым уровнем отличаются 29%. Низким уровнем правовой культуры характеризуются 38% опрошенных. 

Во время проведения деловой игры обучающиеся проявляли заинтересованность. В самом начале на туре «Разминка» чувствовалась скованность, ребята неохотно отвечали на задаваемые вопросы, но впоследствии их захлестнул дух соревнования. Наибольший интерес у студентов вызвал тур, в котором нужно было представить себя в определённой правовой ситуации и проанализировав её, решить. А также конкурс на поиск определённого права по сказочным персонажам. Наибольшим затруднением оказалось для ребят найти права ребёнка на разных возрастных этапах, отсюда можно сделать вывод, что правовое воспитание в СПО не всеобъемлюще, раз студент не знает своих прав. Подводя итоги, можно сказать, что деловая игра понравилась детям, и такое средство можно использовать для формирования навыков. 

Дальнейший этап эксперимента: в нём было опрошено 22 респондента, которые не принимали участие в деловой игре. Согласно полученных нами данных, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0% опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных студентов обладают средним и минимально допустимым уровнем -29% и 31% соответственно. Самое большое число респондентов - 40% приходится на обучающихся, обладающих низким уровнем правовых знаний и правовой культуры. 

В ходе исследования было выявлено, что деловая игра правовой направленности позволяет обучающимся примерить на себя роли различных граждан в различных ситуациях, тем самым помочь смоделировать правильное поведение в сложившемся проблемном вопросе. А также с помощью деловой игры можно подать лекционный материал интересно, использовав интерактив, привлекая студентов самим искать ответы, обсуждать дискуссионные вопросы, давать  право аргументировать свою точку зрения, тем самым защищая её. Такая форма мероприятий будет особенно интересна, так как им в своём возрасте свойственно спорить и «выискивать правду». 

Таким образом, исходя из результатов исследования, использование деловой игры для формирования правовой культуры обучающихся является эффективным средством. 

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому формирование правосознания у обучающихся становится одной из задач образования. 

 

Список литературы: 

1. Лобзова Е.В. Применение игровых технологий на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Литература в школе. – 2012. - № 6. – С. 24-28. 

2. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с. 

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 

4. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1980. – 94 с. 

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с. 

6. Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру.-М.:Педагогика, 1995.-88 с. 

7. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения. Современная высшая школа.-1982.- № 32.- С 18 - 19. 

 

. . . . .